Родительские собрания

Родительское собрание «Поговорим о дружбе»

Родительское собрание

«Поговорим о дружбе»

Друзья познаются в беде, настоящие друзья - в радости.

Народная мудрость

Дружба — это созвучие душ в соединенности судеб.

Мудрость Востока

Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.

Задачи:

- определить значение умения общаться в жизни человека;

-проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;

-найти пути преодоления проблем в общении детей.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Способность общаться - это врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться?

2.Какие проблемы могут возникать у школьника в сфере взаимоотношений?

3.Каковы причины коммуникативных проблем?

Ход собрания

Тема нашего разговора сегодня - дружба. Она не случайна. Совсем скоро ваши дети окончат 9-й класс и будут выбирать свою дорогу. Вам придется расставаться. Каким будет оно — ваше расставание? Легким или трудным? Радостным или тягостным? Трудно ли ребятам бу­дет покидать школу, учителей и своих школьных друзей? Вот об этом наш сегодняшний разговор...

  1. Беседа с родителями.

Рассмотрим каждую из причин коммуникативных проблем, возникающих у ребенка в общении.

Первой причиной могут стать неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность, авторитарность родителей или, наоборот, попустительство, равнодушие – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Показателями благополучной обстановки в семье для развития коммуникативных умений ребенка являются:

чувство удовольствия от общения с близкими людьми;

уверенность в своих силах, удовлетворение собой в семейных контактах;

умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

ощущение свободы при общении с родителями.

Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Другой крайностью является проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

На особенности общения влияет и темперамент ребенка. Так, для сангвиников характерна повышенная активность, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, но не отличается постоянством привязанностей. Холерики энергичны, резки в движениях. При возникновении конфликтов вспыльчивы, не способны к самоконтролю, могут проявлять агрессивность, раздражительность. Флегматик отличается низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Они трудно сходятся с людьми, скупы в проявлениях чувств. Темперамент меланхолика также характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. Они эмоционально ранимы, замкнуты, неуверенны в себе. Их пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Конечно, не все люди обладают ярко выраженным типом темперамента, все же необходимо учитывать его при общении с ребенком.

 

  1. А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе?
  2. Кого можно называть своим другом

(Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования.)

А у вашей семьи много друзей?

Почему народная мудрость гласит: «Друг познается в беде, луч­ший друг — в радости»? (Мнение высказывают родители. Приводят примеры из жизни.)

  1. Рассказ притчи.

Классный руководитель рассказывает родителям прит­чу и просит в ее подтверждение привести пословицу, которая доста­точно часто употребляется в речи.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню ночью про­никли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчар­ню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказа­лось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его много­летний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с этим человеком. Прошел еще один день, и на заре хозяин овчарни увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть в облаке пыли людей. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вышли к хозяину во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда этот человек шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

Анализ притчи.

VII. Вопросы родителям.

О какой пословице шла речь в начале притчи?

Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, что­бы подтвердить, что в жизни нередко происходит именно так?

От чего может погибнуть дружба?

Как сберечь дружбу?

 Подведение итогов.

Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребенка, помогать их преодолеть. Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям начинается в детстве. Сейчас вы поспешите домой…Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно…

 

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

1.Мы знаем, что друзья нашего ребенка – это…

2.Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то…

3.Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы…

4.Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время, то мы…

  1. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

- При подготовке к собранию мы также провели анкетирование среди детей, чтобы узнать их мнение о дружбе.

Учитель раздает анкеты детей родителям, читает только вопросы. Родители сравнивают свои результаты с ответами детей.

 

 

 

Анкета для учеников.

1.Есть ли у тебя друзья?

2.Кого ты считаешь своим лучшим другом?

3.Почему ты считаешь этого человека своим другом?

4.Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

5.Знакомы ли они с ним?

6.Бывает ли твой друг у тебя дома?

7.Как часто вы с ним видитесь?

8.Как относятся твои родители к вашим встречам?

9.Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

10.Какое мнение у тебя о них?

Решение родительского собрания:

  1. Обсудите дома результаты анкетирования детей, выработайте правила общения с ним.
  1. Классный руководитель совместно со школьным психологом составит план коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы в общении со сверстниками.
  1. В общении с детьми учитывайте рекомендации педагога, сформулированные в буклетах.
свернуть

Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.

Тема собрания: Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
  2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:

  1. 1. Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.
  2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию

  1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
  2. Подбор ситуаций для дискуссии.
  3. Подготовка устного журнала учащихся на тему «Изнанка жизни в нашем классе».
  4. Подготовка памятки для родителей.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе.

Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

Какие качества характера присущи культурному человеку?

Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?

Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем.

 

Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

 

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

  1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
  2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
  4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

 

 

Итог собрания.

Литература по теме собрания

  1. Коломинский Я. Л. Мы живем среди людей. М., 1989.
  2. Большой психологический словарь. М., 2001.
  3. Беседы о нравственности. Сборник статей. М., 1996.

 

 

Анкетирование учащихся №1

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «—» .

sгромко кричать;

Sдраться;

sперебивать в разговоре другого человека;

sсписывать из чужой тетради во время контрольной;

sзадавать неуместные вопросы;

Sсвистеть;

sругаться;

sжадничать;

Sсплетничать;

sябедничать;

sврать;

sнавязываться в друзья;

sпроявлять подлость;

sзаниматься вымогательством;

sне обращать внимания, если над кем-то издеваются;

sмолчать, если кто-то совершил подлость или преступление;

sприставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;

Sзавидовать кому-то;

sжаловаться на кого бы то ни было;

s быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся №2

Продолжи предложения:

  1. Добрый человек — это тот, который____________________
  2. Злой человек — это тот, который_______________________
  3. Честный человек — это тот, который____________________
  4. Правдивый человек — это тот, который__________________
  5. Жестокий человек — это тот, который___________________
  6. Грубый человек — это тот, который_____________________
  7. Подлый человек — это тот, который____________________
  8. Преступник — это тот, который________________________
  9. Вежливый человек — это тот, который__________________
  10. Эгоист — это тот, который____________________________

 

Анкетирование учащихся №3

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Анкетирование родителей

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии

Ситуация 1

Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ситуация 3

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...

Ситуация 4

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы...

Ситуация 5

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка...

свернуть