ПОЛОЖЕНИЕ
о самообразовании педагогов
Государственное учреждение образования
«Стайковская средняя школа Ивацевичского района»
- Общие положения
Самообразование – профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития учащихся.
- Цели самообразования - повышение профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:
- повышение уровня психолого-педагогического образования;
- углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
- повышение уровня методического мастерства;
- поиск путей, способствующих повышению качества образования;
- оптимизация форм и методов обучения;
- повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
- реализация творческого потенциала.
В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.
- Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования
Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя.
- Этапы работы над темой и сроки реализации
Этапы работы по самообразованию:
- диагностико-теоретический;
- практический;
- обобщающий.
Срок работы над темой по самообразованию – от 3 до 5-ти лет.
- Оформление материалов по самообразованию
Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.
Разделы папки по самообразованию:
- Титульный лист
- Планирование работы по самообразованию:
- перспективный план (на 3 года);
- индивидуальный план на текущий учебный год.
- Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
- Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
- Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
- Творческий отчет по теме самообразования.
- Формы работы над самообразованием
Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.
Индивидуальные формы работы:
- работа с литературой;
- изучение эффективного педагогического опыта;
- анализ собственной деятельности и др.
- Формы подведения итогов работы по самообразованию
Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:
- создание списка информационных источников;
- выступление с сообщениями;
- лекции;
- дискуссии;
- открытые уроки и их обсуждение;
- выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
- фестивали педагогического мастерства;
- творческий отчет;
- презентация;
- самоанализ педагогической деятельности.
- Контроль за работой по самообразованию
Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов.
Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию
Первый год работы над темой самообразования
(диагностико-теоретический этап)
Задачи:
- проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
- определить тему самообразования на основе самодиагностики;
- спланировать деятельность по самообразованию;
- изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
- проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
- разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
- апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
- систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
- подготовить отчёт;
- принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).
Второй год работы над темой самообразования
(практический этап)
Задачи:
- продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
- адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
- разработать конспекты занятий и провести их;
- разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
- осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
- подготовить отчёт;
- принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).
Третий год работы над темой самообразования
(обобщающий этап)
Задачи:
- создать собственные наработки в русле выбранной темы;
- разработать и провести открытые уроки;
- систематизировать материалы по теме самообразования;
- провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
- дать оценку эффективности применения …
- подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
- принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).
Отчёт о проделанной работе по самообразованию
- обоснование выбора темы;
- цель и задачи работы над темой, сроки;
- анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
- какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
- какой предполагается результат и форма его представления.