Самообразование учителей

ПОЛОЖЕНИЕ

о самообразовании педагогов

Государственное учреждение образования

«Стайковская средняя школа Ивацевичского района» 

  1. Общие положения

Самообразование – профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя  общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития учащихся.

  1. Цели самообразования - повышение профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:
  • повышение уровня психолого-педагогического образования;
  • углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
  • повышение уровня методического мастерства;
  • поиск путей, способствующих повышению качества образования;
  • оптимизация форм и методов обучения;
  • повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
  • реализация творческого потенциала.

В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.

  1. Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования

Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя. 

  1. Этапы работы над темой и сроки реализации 

Этапы работы по самообразованию:

  • диагностико-теоретический;
  • практический;
  • обобщающий.

Срок работы над темой по самообразованию – от 3 до 5-ти лет.

  1. Оформление материалов по самообразованию

Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.

Разделы папки по самообразованию:

  1. Титульный лист
  2. Планирование работы по самообразованию:
    • перспективный план (на 3 года);
    • индивидуальный план на текущий учебный год.
  3. Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
  4. Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
  5. Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
  6. Творческий отчет по теме самообразования.
  7. Формы работы над самообразованием

Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.

Индивидуальные формы работы:

  • работа с литературой;
  • изучение эффективного педагогического опыта;
  • анализ собственной деятельности и др.
  1. Формы подведения итогов работы по самообразованию

Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:

  • создание списка информационных источников;
  • выступление с сообщениями;
  • лекции;
  • дискуссии;
  • открытые  уроки и их обсуждение;
  • выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
  • фестивали педагогического мастерства;
  • творческий отчет;
  • презентация;
  • самоанализ педагогической деятельности.
  1. Контроль за работой по самообразованию

Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов.

 

Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию

Первый год работы над темой самообразования

(диагностико-теоретический этап)

Задачи:

  • проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
  • определить тему самообразования на основе самодиагностики;
  • спланировать деятельность по самообразованию;
  • изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
  • проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
  • разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
  • апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
  • систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

Второй год работы над темой самообразования

(практический этап)

Задачи:

  • продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
  • адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
  • разработать конспекты занятий и провести их;
  • разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
  • осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

 

Третий год работы над темой самообразования

(обобщающий этап)

Задачи:

  • создать собственные наработки в русле выбранной темы;
  • разработать и провести открытые уроки;
  • систематизировать материалы по теме самообразования;
  • провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
  • дать оценку эффективности применения …
  • подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

  • обоснование выбора темы;
  • цель и задачи работы над темой, сроки;
  • анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
  • какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
  • какой предполагается результат и форма его представления.

 

 

Ещё в этом разделе