Родителям выпускников

Рекомендации родителям выпускников

Слезы на глазах педагогов и повзрослевших школьников, расставание с одноклассниками… Кажется, вы только вчера вели своего малыша в первый класс, а совсем скоро он уже будет стоять на сцене актового зала школы и в торжественной обстановке получать аттестат зрелости.

Выпускной – это не только радостное, но и психологически трудное событие, сопряженное с массой переживаний, волнений и даже своеобразных кризисных состояний. Вчерашние школьники стоят на пороге взрослой жизни: именно сейчас они должны принять ответственное, а, может быть, и первое по-настоящему взрослое решение, которое определит их ближайшее будущее – выбрать специальность и учебное заведение. Не просто приходится и родителям: даже совершеннолетние дети всегда кажутся старшему поколению малышами, которые не могут быть самостоятельными и зрелыми личностями, готовыми нести ответственность за свои решения. Чтобы сделать процесс юношеского самоопределения максимально простым и безболезненным, а выпускной вечер – настоящим праздником, не омраченным переживаниями и конфликтами, готовиться к этому событию необходимо заранее, уделив особое внимание психологическим аспектам процесса взросления.

Именно юность является завершающей ступенью персонализации личности. Заканчивая старшую школу, вчерашний подросток лицом к лицу сталкивается с проблемой самоопределения, как личностного, так и профессионального. Поиск смысла жизни, переоценка ценностей и окончательное взросление могут проходить очень бурно и эмоционально, зачастую становясь причиной конфликтов с родителями. Большинство вчерашних выпускников строят грандиозные планы, идеализируют свои будущие профессии, а главное – формируют собственный жизненный план, который чаще всего далек от реальности. Некоторые юноши и девушки вступают во взрослую жизнь довольно безболезненно, плавно и постепенно перенимая от взрослых систему ценностей и легко включаясь в новую обстановку. Стоит отметить, что такая картина характерна для детей, имеющих доверительные отношения с родителями, и семей, где к ребенку относились, как к равному, признавая его право на собственное мнение и ошибки. Вчерашние школьники, для которых характерна такая черта, как развитая саморегуляция, переходят во взрослую жизнь без сильных стрессовых ситуаций.

Сложно спорить с утверждением, что большинство родителей желают своему ребенку добра. Но как найти ту тонкую грань между добрым советом и напутствием и неприкрытым давлением, которое может спровоцировать бурное сопротивление со стороны ребенка и стать причиной непонимания? Секрет прост: подготовку ко взрослой жизни необходимо начинать постепенно, учитывая следующие рекомендации.

  • Не переносите на ребенка собственные нереализованные амбиции. Многие родители с самого раннего детства заставляют детей заниматься тем, что им абсолютно не по душе. Если вы когда-то мечтали стать великим композитором или первоклассным хирургом, это вовсе не значит, что ваш ребенок обязан полюбить медицину или музыку.

•Дайте ребенку право принимать самостоятельные решения. Ситуации, когда родители точно знают, что необходимо их ребенку и какой выбор он должен сделать, скрывают эгоизм представителей старшего поколения. Безусловно, с высоты собственного опыта вы можете лучше оценить ситуацию, но это отнюдь не повод отказать ребенку в праве на собственную точку зрения.

  • Советуйте, но не принуждайте. Никогда не давайте рекомендаций в категоричной форме. Вы можете посоветовать ребенку ту или иную профессию, подкрепив свое мнение соответствующими аргументами, однако знайте, что совет, больше похожий на приказ, будет воспринят в штыки.
  • Поощряйте инициативу. К моменту окончания школы и совершеннолетию ребенка родители наверняка знают, какие склонности и таланты характерны для их чада. Инициативу и интерес к различным хобби и определенным сферам деятельности необходимо поощрять с детства: секции, кружки, занятия спортом и творчеством, от которых дети получают удовольствие, способствуют развитию саморегуляции, ответственности и гармоничному развитию личности.

Умение слушать, а главное – слышать своего ребенка - гарантия его успешной профессиональной и личностной реализации во взрослой жизни.


Как помочь ребенку подготовиться к сдаче ЦТ 

Рекомендации родителям выпускников

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена.

2. Старайтесь не создавать нервную и напряженную ситуацию дома накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей.

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

8. Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Введите в интерьер комнаты Вашего ребенка желтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность.

11. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

12. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

13. Ознакомьте ребенка с основными приемами запоминания:

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем коротко е изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не просто многократное чтение, тем эффективнее.
  5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;

- если ребенок не знает ответа на вопрос или не уверен, пусть пропустит его и отметит, чтобы потом к нему вернуться;

- если ребенок не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

Снять психологическое напряжение помогут следующие упражнения:

 

Упражнение «Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

 

Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

 Подготовила педагог-психолог Макеева Е.В.