Как готовить домашнее задание

БЕЛОРУССКИЙ И РУССКИЙ ЯЗЫКИ

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-  Обязательно проведи работу над ошибками. Пользуйся памяткой по работе над ошибками.

-  Найди в учебнике нужную страницу для выполнения задания.

-  Повтори правило или материал, который ты забыл.

-  Выучи или повтори правило, заданное на дом.

-  Открой тетрадь, внимательно прочитай все, что делали в классе.

-  Найди и прочитай упражнение, заданное на дом.

-  Внимательно прочитай задание к упражнению.

-  Подумай, что будешь выполнять сначала, а что потом.

- Выполни задание устно.

- Прочитай! Проверь! Ошибок нет?

-  Выполни упражнение письменно.

-  Проверь свою работу.

-  Теперь ты готов! Умница!

 

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАММОЙ (решение орфографической задачи)

-  Найди орфограмму в слове.

- Определи, проверяемая она или нет. Если да, то к какой граммати-ко-орфографической теме она относится, вспомни правило.

-  Определи способ решения данной задачи в зависимости от вида орфограммы.

-  Определи «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составь алгоритм решения задачи.

-  Реши задачу, т. е. выполни последовательность действий по наме­ченному алгоритму.

-  Напиши слово и осуществи самопроверку.

 

КАК ПРОВОДИТЬ ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОГО

РИСУНКА (изображен один персонаж)

-  Кто изображен на рисунке?

-  Что он делает?

-  Как он это делает, с каким настроением?

-  О чем он думает, говорит, поет?

-  В какой позе он нарисован?

-  Какое у него лицо?

-  Каков его возраст?

-  Какое у него настроение, какой характер?

-  Во что он одет, какого цвета у него одежда?

-  Где находится этот персонаж?

-  Какое время года изображено на рисунке?

-  Что нарисовано ближе к тебе?

-  Что находится в центре картинки?

-  Что ты видишь на заднем плане?

-  Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?

-  Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).

-  О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок?

 

КАК ПРОВОДИТЬ ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОГО РИСУНКА (изображено несколько персонажей)

-  Кто изображен на рисунке?

-  Что делает первый персонаж?

-  Как он это делает? С каким настроением?

-  О чем он думает, говорит, поет?

-  В какой позе он нарисован?

-  Какое у него лицо?

-  Каков его возраст?

-  Какое у него настроение? Какой характер?

-  Во что он одет, какого цвета у него одежда?

-  Что делает второй персонаж?

-  Как он это делает? С каким настроением?

-  О чем он думает, говорит, поет?

-  В какой позе он нарисован?

-  Какое у него лицо?

-  Его возраст.

-  Какое у него настроение, какой характер?

-  Во что он одет, какого цвета его одежда?

    -  Твое отношение к этому персонажу (нравится ли он тебе, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).

-  Где находятся эти персонажи?

-  Какое время года изображено на рисунке?

 -  Что нарисовано ближе к зрителю?

 -  Что находится в центре картинки?

 -  Что ты видишь на заднем плане?

 -  Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?

 -  Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно смотреть на нее и т. д.).

 -  О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок?

 

КАК ПРОВОДИТЬ ПОРТРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ

ЧЕЛОВЕКА ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА

 -  Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке?

 -  Из какой он сказки?

 -  Что он делает? Его поза?

 -  Каков его возраст?

 -  Какое у него лицо?

-  Какое у него настроение, какой характер?

 -  Во что он одет, какого цвета его одежда?

 -  Где находится этот персонаж, что вы видите на заднем плане?

-  Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?

-  Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

-  Твое отношение к данному персонажу, картине вообще (нравит­ся, приятно смотреть на нее...).

 

КАК СОСТАВИТЬ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

   -  Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.

-  Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происхо­дит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. д.

-  Вывод.

   -  Озаглавь текст и напиши его.

   -  Проверь работу.

 

   КАК ПРОВОДИТЬ ОПИСАНИЕ

НЕОДУШЕВЛЕННОГО ПРЕДМЕТА

-          Какой предмет изображен на рисунке?

-          Какого цвета предмет или его части?

-          Где находится этот предмет? Что ты видишь на заднем плане?

-          Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый; свойства: красивый, полезный и т. д.).

-          Для чего используется этот предмет? Кому он мог бы принадле­жать (пригодиться, понравиться)?

-          Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?

-          Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой пред­мет для себя).

-          Твое отношение к этой картине (нравится, приятно смотреть).

 

КАК ПРОВОДИТЬ ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО

-          Какое животное изображено на рисунке?

-          Какого цвета это животное или его части?

-          Что оно делает?

-          Где находится это животное? Что ты ви

дишь на заднем плане?

-          Особенности этого животного (размер; возраст; свойства: краси­вое, полезное и т. д.).

-          Какая у него морда?

-          Какое у него настроение, какой характер?

-  Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?

-  Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь у себя, поиграть, погладить, встретить, дружить).

-  Твое отношение к этой картине (нравится, приятно на нее смотреть).

 

КАК ПРОВОДИТЬ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЯ

-          Какое растение изображено на картинке?

-          Какого цвета это растение или его части?

-          Где растет это растение? Что ты видишь на заднем плане?

-          Какое время года художник изобразил на рисунке?

-          Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства (кра­сивое, полезное).

-  Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные)?

-  Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы иметь дома, понюхать (о цветах), потрогать).

-  Твое отношение к этой картине (нравится, приятно на нее смотреть).

КАК РАБОТАТЬ НАД КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ

-  Прочитай рассказ. Наметь его части.  Определи тему, главную мысль.

-  Раздели текст на части, отметь начало и конец каждой части карандашом.

-  Составь план данного рассказа. По первому пункту плана выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочитай текст без этих предложений.

-  То же самое сделай и с другими частями.

-  Глядя на план, перескажи текст кратко.

- Проверь, нельзя ли пересказать текст еще короче, не упуская главного.

-  Напиши излолжение кратко.

-  Внимательно проверь свою работу.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ (пересказу, близкому по содержанию к тексту)

-          Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

-          Ответь на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем.

-          Сформулируй тему и основную мысль текста.

-          Определи, к какому типу речи относится текст.

-          Раздели текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составь план самостоятельно.

-          Определи стиль текста. Постарайся сохранить в изложении хотя бы некоторые особенности языка данного произведения.

-          Прочитай текст снова, разделяя смысловые части его значи­тельными паузами. Обрати внимание на употребление слов и слово­сочетаний.

-          Закрой книгу, напиши черновик изложения, затем после провер­ки и исправлений перепиши его.

 

КАК ХОРОШО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

-          Выбери и обдумай тему.

-          Определи главную мысль, которую будешь развивать и доказы­вать, подбери убедительные аргументы.

-          Вспомни и выбери тот материал, который понадобится для под­тверждения основной мысли.

-          В отобранном материале выдели главное.

-          Составь начальный (черновой) план.

-          Подбери факты, примеры, цитаты, подтверждающие твои мысли.

-          Работай над черновиком, следуя составленному плану. О Закончив сочинение (в черновике), прочитай его вслух, проверь последовательность изложения соразмерно частям, грамотность. О Откорректируй необходимые моменты, исправь все ошибки.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО

СПИСЫВАТЬ УПРАЖНЕНИЯ

-          Прочитай предложение.

-          Найди непонятные слова и выясни их смысл.

-          Найди буквы, написание которых нужно проверить. Устно подбе­ри проверочные слова, вспомни правило.

-          При записи диктуй себе каждое слово по слогам.

-          Проверь написанное, внимательно читая каждое слово по учебнику.