Советы педагога социального

«Шесть шагов к себе»

Шаг первый.

В кругу друзей дай себе задание никого не перебивать и внимательно слушать говорящего.Слушая, размышляй: Почему он это говорит? Весел или притворяется? Грустен или делает вид? Имеет ли скрытую цель высказывания? Какую?». Вообрази, что он – это ты… Настройся так, чтобы при этом не осуждать человека и не искать, в чём твоё «превосходство» над ним. Старайся вникнуть в его душевное состояние. Если всё – таки выполнение этого задания окажется сложным, значит, ты поглощен только собой, и в беседе слушаешь скорее себя, чем собеседника.

 

Шаг второй.

Проанализируйте свой круг общения. Согласно древней мудрости, подлинное постижение внутренней жизни других доступно лишь тому, кто одновременно связан приятельскими узами (именно приятельскими, а не семейными) хотя бы с одним: а)родственником, б)человеком помоложе, в)значительно моложе), г)ребенком, д)человеком постарше, е)значительно старше, ж)стариком (или пожилой женщиной). Эту простую, но глубокую истину, как ни печально многим, приходится открывать для себя заново. Неспособность поддерживать приятельские отношения, например, с подростком или со стариком может говорить о косности и узости твоей настроенности на других, что, пожалуй, делает тебя не слишком интересным собеседником в определённых ситуациях.

 

Шаг третий.

В каком бы настроении ты ни проснулся, посмотри на себя в зеркало и сострой гримасу, которая сможет тебя рассмешить. Если не получается, имей в виду, что люди могут воспринимать тебя как надменного или даже злого субъекта. Тебе, возможно, не удаётся общение на игровом уровне, а стало быть, ты бываешь утомительно скучным. Разумеется, твоё право оставаться таким, какой ты есть. Но тогда не сетуй на недоброжелательность окружающих.

 

Шаг четвёртый.

Расположи два зеркала так, чтобы увидеть себя в профиль. Не позируй: ссутулься, не выпячивай подбородок, держи рот приоткрытым, взгляд рассеянный… Постарайся принять себя в этом непарадном виде. Трудно? Значит, не исключено, что ты не умеешь реально оценивать, каким тебя может увидеть посторонний человек. Ты предпочитаешь обманываться на свой счёт, и поэтому сам нередко становишься жертвой обмана.

Шаг пятый.

Находясь в транспорте, присмотрись к кому- нибудь. Постарайся сделать так, чтобы твой интерес к человеку остался для него незаметным. Если не получается, значит, у тебя, пожалуй, слишком настойчивый, неделикатный взгляд, а это ограничивает возможности общения. Следовательно, такое неназойливое изучение другого человека взглядом должно сделаться твоим повседневным упражнением. (Естественно, надо тут же отвести глаза, если тебя заметили). Но главное вот что: попытайся вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности… Тот, кто не умеет этого делать, вероятно, не вполне понимает смену чувств и намерений по лицам собеседников.

 

Шаг шестой.

При столкновении с кем – либо, например, в переполненном транспорте, заставь себя спокойно произнести «виноват» или «извините», а затем замолчать, как бы тебя не унижали. Разглядывай затылок впереди стоящего человека, свои руки, вид в окне… С точки зрения окружающих, тот, кто молчит, ведет себя достойнее того, кто неистовствует и злобствует, так что присутствующие определённо встанут на твою сторону. Не можешь сдержаться? Значит, ты либо хочешь всегда оставлять последнее слово за собой, либо слишком нервный. И то и другое – помеха общению. Прими за правило: в течение месяца (двух, трёх, более) осознанно держать себя в руках, то есть быть хладнокровным и выдержанным, если попадаешь в такие ситуации.

 

Личностные особенности детей из неблагополучных семей

           Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья где родители пьют или хулиганят, для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец алкоголик, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

         Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия – а только подлинное отношение родителей к ребенку.

 

 

Помощь потерянному ребенку:

 1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе.

2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.

3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше, чем занятия в одиночку.

4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.  

5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.

6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.

7). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

8). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

9). Записывайте каждый день, сколько раз вы обращались к потерянному ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.

 

Помощь ребенку, являющемуся «кумиром семьи»:

      Отношение к ребенку как к кумиру семьи, часто возникает к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Советы:

1). Уделите ему как можно больше внимания, постарайтесь лучше узнать его, общаясь один на один.

2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.

3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь невидимые миру слезы. Это может быть и своего рода послание к ребенку.

4). Возьмите куклу-клоуна; объясните, что может чувствовать клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.

5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности - в рисовании, в музыке.

6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо.

7). Старшим детям предложите вести дневник с записями - ежедневными и еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он может говорить с вами обо всем, на что его волнует, в любое время - или с глазу на глаз, или через этот дневник.

 

 

Помощь детям, пережившим сексуальное насилие:

 У детей и подростков, переживших сексуальное насилие, - особенное поведение, и если знать психологические особенности таких детей, взрослые, работающие с детьми, могли бы предположить, что ребенок, возможно, переживает насилие. Следует оговориться, что эти признаки не являются специфическими для сексуального насилия, однако, по данным и зарубежных и наших исследователей, дети, перенесшие сексуальное насилие, демонстрируют следующие особенности:

Детей дошкольного возраста

- мучают ночные кошмары;

- страхи;

- они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;

- играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;

- занимаются открытой мастурбацией;

- подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез);

Дети младшего школьного возраста

- переживают трудности в школе;

- замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей;

- у них ухудшаются отношения со сверстниками;

- изменяется ролевое поведение;

- они чрезмерно фантазируют;

- иногда ведут себя сексуально;

- без видимых причин мучаются болями в животе;

Дети старшего школьного возраста, подростки

- впадают в детство;

- убегают из дома;

- у них низкая самооценка;

- занимаются проституцией;

- совершают попытки самоубийства;

- употребляют алкоголь и наркотики;

- демонстрируют вызывающее, сексуальное поведение;

- без видимых причин у них появляются различные заболевания: аллергия, боли в животе, головные боли.