Н. Гойшик

Николай Васильевич Гойшик родился 17 января 1927 года в деревне Воля Ивацевичского района. Из крестьянской семьи. До 1939 года учился в польской, затем — в яблонковской начальной школе.
После присоединения Западной Белоруссии к СССР его отец — Василий Демьянович — был назначен председателем Яблонковского сельсовета.
Во время оккупации, с осени 1941 года, семья Гойшиков помогала партизанам: сам Коля под видом пастушка собирал для партизан оружие и боеприпасы, передавал им сведения о немцах, распространял среди населения листовки.
В апреле 1943 года Николай Гойшик принят в комсомол и, по собственной просьбе, зачислен в диверсионную группу партизанской бригады имени Ф. Э. Дзержинского. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Пустил под откос 7 вражеских эшелонов, 6 паровозов, десятки вагонов с живой силой и техникой противника, в их числе эшелон подорванный на железной дороге ПинскКобрин накануне 26-й годовщины Октября. 18 февраля 1944 года Николай с группой товарищей совершил диверсию на железной дороге Пинск—Лунинец, в результате чего был уничтожен паровоз и 7 вагонов с живой силой противника, убито и ранено 125 немецких солдат и офицеров. Принимал участие в нападении на немецкую автоколонну на шоссе БерёзаБронная Гора, во время которого партизаны уничтожили 19 автомашин. Вместе со своим товарищем Алексеем Плаксиным взял в плен вражеского пулемётчика во время засады на шоссе Берёза—Пески.
В ночь на 24 апреля 1944 года, в районе деревни Михновичи, Николай Гойшик и его товарищ Алексей Савощик должны были уничтожить идущий на восток немецкий эшелон на железной дороге МоскваБрест, которая усиленно охранялось. При подрыве своего 8-го эшелона Николай Гойшик погиб: по одной версии, ставшей хрестоматийной, он бросился под поезд, взорвав на себе сумку с 10 килограммами тола; по другой — он сумел обмануть охрану и заминировать пути, но не успел вовремя уйти[3]. В результате взрыва был уничтожен паровоз и 16 вагонов с техникой врага, убито и ранено около 200 немецких солдат и офицеров. Железная дорога была выведена из строя на 17 часов[4].
Был похоронен на партизанском кладбище в урочище Курылец. В 1959 году перезахоронен в братской могиле в ивацевичском сквере.
Ещё в этом разделе