Родительские собрания

Родительское собрание "Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам"

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам

(для родителей выпускных классов)

Цель: интеграция усилий родителей по формированию успешной сдачи экзаменов.

Задачи:

-Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к экзаменам со стороны родителей.

-Отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.

Форма: семинар.

Целевая аудитория - родители обучающихся выпускных классов.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи  при подготовке к экзаменам.

Психологически последний год обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Насколько успешно ребенок справится с предстоящими выпускными и вступительными экзаменами, зависит в том числе и от того, правильно ли будут вести себя родители.

В этот сложный период ребенок нуждается прежде всего в поддержке и безусловной любви родителей. Создайте в семье благоприятную атмосферу, откажитесь от конфликтов.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Родителям необходимо верить в успех своего ребенка и говорить ему об этом. Вера и оптимизм родителей формируют уверенность ребенка в собственных силах.

Огромное значение в этот период приобретает правильный режим подготовки. Выстроить его нужно таким образом, чтобы ребенок не только успевал, как следует готовиться, но и высыпался и каждый день имел возможность погулять, подвигаться.

Полноценный сон помогает лучше запоминать информацию, активный отдых – бороться со стрессом. Есть дети, которым, чтобы восстановиться, хватает даже 6-7 часов сна, другие чувствуют себя неважно, если спали меньше 10. Присмотритесь к своему ребенку и найдите правильный ответ. Время перед сном не должно быть посвящено зубрежке: это лучше делать утром и днем, а вечером ребенок пусть занимается любимыми делами – гуляет, читает, смотрит телевизор. Если мозг работает на запоминание, он не сможет быстро переключиться на сон. Не требуйте от ребенка, чтобы он с утра до вечера сидел над учебниками: если он хорошо отдохнет, эффективность его работы будет лучше. Хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает.

Тревожный ребенок сам будет стараться подольше посидеть с учебниками, его нужно отвлекать на отдых.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

В период экзаменов детей отчаянно тянет на сладкое. Неудивительно – оно питает мозг, «быстрые» углеводы – самый легкий для организма способ добыть необходимую ему энергию. На пользу пойдут продукты, богатые триптофаном– куриное мясо, бананы, какао, молоко и молочные продукты. Хорошее подспорье – чай с лимоном и сахаром. Лимон, богатый витамином С, - это поддержка иммунной системы, чай хорошо тонизирует, сахар питает мозг. В целом ребенку в период экзаменов нужна, с одной стороны, легкоусвояемая пища, с другой – энергонасыщенная.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно составить план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ему не мешал.

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не ожидая усталости, - лучшее средство от переутомления. Избежать переутомления поможет вашему ребенку также и чередование занятий, смена деятельности.

Серьезно вредит подготовке и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором и радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была негромкая музыка без слов.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть ребенок просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена.

Важно, чтобы ваш ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе.

Давать ли ребенку успокоительное, если он волнуется? Лучше не стоит. Они тормозят и процесс восприятия информации, и процесс трансляции. На экзамене ребенок будет хуже реагировать на вопросы, может долго думать и тем самым создаст у экзаменатора не лучшее впечатление. Если ребенок сильно беспокоится, желательно вечером сделать ему расслабляющую ванну – например, травяную или хвойную.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Убедите ребенка, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает почти ничего. Если ему кажется, что шпаргалка поможет получить более высокий балл, рисковать не стоит. В любом случае, помочь может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Ни в коем случае не разрешайте засиживаться допоздна перед экзаменом. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на полноценный отдых, на подготовку организма, а не знаний.

Накануне экзамена напомните об одежде, соответствующей торжественности случая и необходимых для экзамена учебных принадлежностях.

В день сдачи экзаменов не забудьте вовремя разбудить и, конечно, пожелать своему ребенку удачи и успехов.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате («Мне будет стыдно, если ты не поступишь»). Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Родители часто сами заставляют детей переживать сверх меры, когда пугают: «Ты не сдашь, ты плохо учил». Правильное послание: «Ты готовился – почему же должны возникнуть проблемы?» или «Ты уже неоднократно писал сложные контрольные работы, сдавал экзамены – так почему же сейчас должно быть по-другому?»

Полезно также активизировать чувство юмора ребенка, т. е. попытаться увидеть во всем происходящем нечто комическое.

Подготовьте ребенка к возможным неудачам, признайте право на ошибку. Внушите ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Чувствительные, ранимые дети в случае неудачи испытывают тяжелые переживания (не оправдали доверия, ожиданий учителей и родителей и т. п.). Неудача для них равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает самооценку. Такое отношение может быть связано как с врожденными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанием. Подготовить ребенка к возможным неудачам, а также справиться с высокой тревожностью поможет следующий алгоритм действий:

  1. Спросить себя: «Что меня ожидает в самом худшем случае?».
  2. Примите это как неизбежное.
  3. Спокойно продумайте, как изменить ситуацию.

Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не критикуйте, не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись, – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Помогите своему ребенку справиться с нервным напряжением и тревогой перед экзаменом и во время него. Расскажите своему ребенку, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность даже является полезной. Если человек начал волноваться, - это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают отвечать на экзамене, выступать как можно лучше.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа: «Я должен получить отличную оценку» или «Я должен ответить во что бы то ни стало». Лучше сформулировать ее конкретно: «Я должен доказать теорему Пифагора».

У тревожных учеников в период подготовки к экзаменам часто возникают опасения не успеть сделать все необходимое в срок, появляется, быть может, несвойственная ему в обычном состоянии суетливость, разбросанность, многократные проигрывания в уме предстоящих событий с неблагоприятным исходом и размышления о негативных последствиях этого исхода. Появляется напряженность, усиливается раздражительность, ухудшаются взаимоотношения с окружающими, портится сон, нередко дают о себе знать ранее перенесенные заболевания. Все труднее становится заставить себя спокойно работать, планомерно и продуманно готовиться к предстоящему экзамену. Даже если это удается, продуктивность труда оказывается намного меньше, чем того требует дело, или даже намного меньше продуктивности труда в обычных, рядовых условиях. Человек хватается за десятки дел, не доводя ни одного до конца.

После окончания школы, напряженных выпускных и вступительных экзаменов, старшекласснику необходим полноценный отдыхЧувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия. Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться».

Рефлексия.

Если у Вас есть ко мне какие-то вопросы, то буду рада на них ответить.

Сил, терпения и удачи Вам и Вашим детям в период сдачи экзаменов.

Спасибо за внимание! До свидания!

 

свернуть

 ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

 ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Классный руководитель Юреня Н.И.

Цель: привлечь внимание родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.

Предварительная работа: выставка рисунков «Моя семейная традиция», разучивание стихотворений с детьми семейные традиции, опрос детей о совместных делах с родителями, монтаж видеоролика, изготовление пригласительных для каждой семьи на родительское собрание, изготовление памяток «Семейные традиции», создание презентации, видеороликов «Семейные традиции», формирование пакета рабочих материалов для родителей: листы бумаги, карандаши, фломастеры, создание специальных условий для проведения собрания (расстановка мебели, оборудования), консультации для родителей «Роль семейных традиций и праздников», «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Оборудование, используемое в организации и проведении собрания: мультимедийная установка, листы с фломастерами, модули для игры «Построй дом»

Ход собрания

  1. Организационная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, обсудить роль семейных традиций в воспитании детей, поделиться опытом, поговорить о ваших семейных традициях.

Нашу встречу хочу начать со слов Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И трудно не согласиться с этими словами, если дома уютно, тебя там любят и ждут, ты летишь туда как на крыльях. Как вы думаете, что значит слово «семья»?

По определению В.И. Даля «Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а … (дома лучше).
  • Не красна изба углами, а .. (красна пирогами).
  • Каково на дому, таково и.. (самому).
  • Дети не в тягость, а …(в радость).
  • Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
  • Всякой матери свое …(дитя мило).
  • Нет для человека добрее …(отца с матерью).
  • Семья – это …(семь я).

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или школе? Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Школы являются помощниками семьи в воспитании ребенка».

Уважаемые родители! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. И здесь не мало важную роль играют традиции, которые существуют в вашей семье.

Дети назвали разные традиции семейные. А вот Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка дал конкретное определение понятию семейные традиции.

  1. Основная часть

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Вы многое в свою семью переняли от своих родителей, от чего- то отказались, кое - что переосмыслили.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Ведь основа традиции - это постоянство. Традиция повторяется всегда, ведь она – традиция, событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным. Они должны быть простыми, но никак не надуманными.

         Семейные традиции- это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие.

Предлагаю вашему вниманию семейные традиции, которые сделают вашу жизнь разнообразнее, сблизят с детьми, сплотят семью. Показ слайдовой презентации.

Какими бывают семейные традиции?

Семейные традиции – это в первую очередь праздники. Новый год особый праздник, чаще всего его встречают в кругу близких, обмениваются подарками, вместе наряжают ёлку, украшают дом. Надо уделить этому событию особое внимание, создавая новогодние настроение для всех членов семьи, это зависит от каждого! Так важно, продумать, какие угощения будут на праздничном столе, какое оригинальные вкусные блюда приготовить, как его украсить, подумать какие подарки выбрать для родных, поразмышлять, куда поехать на выходных, как лучше провести время.

Традиция сходить в новогодние праздники лес с детьми и нарядить живую ёлочку. Но не только праздники сближают близких людей. Это может быть традиция сажать деревце (воспитываем трудолюбие, бережное отношение к природе). Прогулки в лес, можно сходить и в парк, кафе или просто погулять в центре города. Неважно! Главное это отличный повод провести время со своими родными. Следует задавать, как можно чаще вопросы - куда бы желали они хотели сходить, сделать.

Совместные игры, празднование дня рождения родных. Это торжество не должно сводиться к застолью, поеданию чего - то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Например, впереди торжество День рождение бабушки, вы рассказываете ребенку о предстоящем празднике советуетесь с ним, что подарить родному человеку, а затем, можете купить или сделать подарок, что гораздо дороже, красиво упаковать, приготовить поздравление и это вы делаете не от случая к случаю, а постоянно, и вы увидите, что эта традиция даст результат, ваш ребенок вырастет заботливым человеком, он будет помнить о вас, когда вырастет. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном– это очень хорошая традиция!

Традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи (воспитывает эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, воспитывает человека, любящего искусство). Совместные занятия спортом. Каждое утро следует делать зарядку всей семьёй под веселую подвижную музыку, даже если кто-то возразит этой идеей, надо продолжать настаивать и это войдет в привычку!

Приветствуется занятия спортом несколько раз в неделю. Например, в зимнее время можно посещать катки или бегать на лыжах, летом - кататься на велосипедах. Нужно также, приучать малышей к правильному, здоровому образу жизни на собственном примере. Ну и конечно, среди родных сразу появятся общие увлечения, а это в свою очередь, ведет к взаимопониманию и гармонии (воспитывается культура здорового образа жизни).

Составление своей родословной и семейных альбомов. Традиция уходит из жизни, электронные носители заменили фотоальбомы, но как приятно достать фотоальбом и пересмотреть его со своими близкими и вспомнить интересные моменты. Я привела много примеров семейных традиций, но их не обязательно должно быть много. Они просто должны быть.  

 Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Развитию и сохранению семейных традиций способствуют народные праздники? Приведите примеры народных праздников. Именно использование фольклора становится основным средством этнопедагогики (Иван купала, Масленица (1день- встреча, 2 день –заигрыш, 3день лакомка, 4-разгульный четверг, 5- зять шел с блинами, 6- заловка приглашала в гости, 7- прощенное воскресение), (языческие обряды), Пасха, Троица).

Народные праздники - воспитывают духовность, любви к ближнему, милосердие в ребенке.

Роль семейных традиций в жизни малышей

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"
  • Дети гордятся своей семьёй
  • Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято
  • Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение
  • Воспитание положительных черт личности (забота о ближнем, трудолюбие, хороший вкус, эстетический взгляд, аккуратность и др.)

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

  • Заключительная часть

Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи традицией. Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая, ваша семья!» Подводя итоги, можно сказать, что: Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на воспитание детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью. Исследования психологов, социологов, педагогов показывают условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу. Сохраняйте семейные традиции, преумножайте их! Спасибо за внимание!

 

 

 

свернуть

Родительское собрание "ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ"

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 

Целевая группа: родители учащихся XI класса.

Время проведения занятий: 3-я четверть.

 

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам воспитания будущего семьянина через определение роли семейных ценностей для каждого человека

 

Задачи:

обратить внимание на важную роль семьи для развития каждого человека;

показать, что семейные взаимоотношения, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

формировать стремление к созданию доброжелательных отношений в семье;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

 

Ход занятия

Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые родители!

Педагог социальный:

Какое счастье жить на свете, Когда я в мире не одна. Когда душа теплом согрета И за спиной стоит СЕМЬЯ. Понять способны мы не сразу… На это нужно много лет: СЕМЬЯ даётся лишь однажды – Дороже, ближе, лучше нет…

Я думаю, что вы без труда назовёте тему сегодняшнего разговора (ответы родителей).

Да, сегодня мы будем говорить о семье и о подготовке юношей и девушек к семейной жизни. Важнейшим аспектом семейного и нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является организация подготовки молодёжи к семейной жизни. Существует настоятельная необходимость формирования у молодёжи системы представлений о нравственно-психологических основах семьи и брака, регуляции поведения в брачно-семейных отношениях [1].

 

Основная часть.

Семья – не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом. Семья – это место, откуда всё начинается: воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить. Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию. Понимание того, что человек имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Немаловажное влияние на развитие представлений о нравственно-психологических основах семьи оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют большую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло.

Являясь важнейшей составляющей общества, современная семья переживает ряд трудностей. За последние годы отмечается увеличение числа незарегистрированных браков, увеличение количества разводов и неполных семей, снижение рождаемости.

Многие проблемы современной семьи и общества находятся не только в материальной сфере. Они связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности (психологическая, нравственная, правовая и гендерная культура), с уровнем образования и воспитания. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Поэтому основное внимание должно быть уделено повышению нравственного уровня молодежи.

Для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей молодые люди должны получить определенные знания, умения и навыки в области семейной жизни. Необходимо в целом утвердить потребность человека в семье; осознание молодыми людьми ценности семьи, ее роли в обществе и значения для развития личности; сформировать психологическую готовность иметь детей и стремление их правильно воспитать.

Учитель, выполняющий функции классного руководителя (далее-классный руководитель):

Особую задачу в подготовке молодежи к семейной жизни составляет формирование мотивации брака, психологической готовности к сознательному выбору спутника жизни. При этом важно обеспечить достаточное информирование, усвоение необходимых сведений в этой области, а также выявление уже существующих представлений о любви, браке, семье, психосексуальные установки, ценностные ориентации современных юношей и девушек.

Цель подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни состоит в формировании активной жизненной позиции семьянина, способного к успешному построению брачно-семейных отношений и их гармонизации, обеспечению устойчивости брака, к выработке установок на ответственное супружество и родительство.

Одной из сторон качественной подготовки будущих семьянинов является степень информированности о будущей семейной жизни. Такая информированность определяется комплексом знаний о семье и браке, умений и навыков в области семейно-брачных отношений, и состоит из следующих компонентов:

1) хозяйственно-экономическая подготовленность, включающая комплекс экономических знаний и хозяйственных умений, необходимых в быту, которыми должны овладеть юноши и девушки (равномерное распределение хозяйственных обязанностей между супругами, умение организовать быт и досуг, умение планировать и соблюдать семейный бюджет и др.);

2) социальная самостоятельность – предусматривающая понимание будущими супругами ответственности за созданную семью, их экономическую самостоятельность, реальные возможности обеспечить семью материально, создать нормальные жилищно-бытовые условия и др.;

3) социальные и правовые знания по семейно-брачным отношениям – заключающиеся в понимании социальной значимости семьи как ячейки общества (знакомство с основами семейного законодательства, с правами и обязанностями супругов, родителей, детей, с правовыми нормами, регулирующими отношения в браке, семье и др.);

4) сексуальная воспитанность – наличие необходимых знаний об интимных отношениях в жизни супругов;

5) нравственно-психологическая готовность к семейной жизни – заключается в целом ряде качеств (проявляется в серьезном отношении к браку, к выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за созданную семью, в готовности налаживать здоровую нравственно-психологическую атмосферу семьи, в умении улаживать сложные конфликты в семье, в терпимости к недостаткам членов семьи, справедливости в оценке поступков супругов и др.) [1].

В юношеском возрасте организация подготовки к семейной жизни приобретает особую остроту и актуальность. У юношей и девушек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола – «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Однако половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности молодого человека, оно лишь влияет на его физическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, идеалов в этот период во многом определяется сформированными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

В юношеском возрасте у человека сложились уже сравнительно прочные представления и навыки в общении с представителями другого пола, представления о своем будущем супруге, о себе, как мужчине или женщине, а также идеальные представления о мужественности-женственности.

Педагог социальный:

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит, конечно же, семье. «Для того чтобы семья могла эффективно решать задачу подготовки достойной смены, она должна учить ребенка этому еще с колыбели» – утверждал В.А. Сухомлинский.

Согласны ли вы с мнением авторитетного педагога? (Ответы родителей).

Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт, молодые люди сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи. При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей. Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни.

Рассматривая влияние семьи на формирование брачных установок, выделяют следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок:

- аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);

- неполный состав семьи;

- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

- наличие негативных отношений между родителями;

- конфликтность отношений в семье;

- вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей.

Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов.

Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений создают тот неповторимый, своеобразный стиль семейной жизни, который и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей.

Ориентация современных семей на рождение одного-двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной семье.

Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимым для супружеского единения образцами поведения.

Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного (брачного) поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.

Исследователями было также замечено, что развод родителей в несколько раз увеличивает вероятность развода у детей.

Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству. Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удается.

Классный руководитель:

В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны – излишняя опека, освобождение его от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой – недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Это может впоследствии негативно сказаться на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве. Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении с взрослыми выражена у старшеклассников, что обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников (например, проблемы взаимоотношений с представителями противоположного пола) [1].

Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности. Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми – как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека или недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни.

Крепкая и дружная семья – это маленький кирпичик надежного фундамента здорового социума. Ценности – это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать.

Предлагаю вам «расшифровать» содержание важных семейных ценностей.

Правдивость (Честность в отношениях – основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес).

Гибкость (Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей).

Сплоченность (Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками).

Прощение (Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры).

Щедрость (Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души).

Традиции. (У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни).

Любопытство (Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство ребёнка, помогать ему познавать мир).

Общение (Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится).

Ответственность (Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством).

Семейные ценности, благоприятный климат, сложившиеся моральные принципы и устои формируют у молодых людей образ будущей семьи. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, супруга, детей.

Педагог социальный:

Рождение собственного ребёнка – одно из самых значительных событий в жизни человека. С появлением новорождённого меняется образ жизни, насыщаются новыми красками взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Человек приобретает новый социальный статус, так как общество делегирует ему полномочия воспроизводства, воспитания и преемственности поколений. Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству.

Как бы нам ни хотелось, чтобы понятие «целомудрие» заняло свое почетное место в списке жизненных и моральных ценностей, выпущенный в свое время из бутылки Джинн – вседозволенность и безответственность – уже сделали свое дело, захватив в плен души молодого поколения. Молодёжные и подростковые сериалы с примитивным показом отношений между полами, навязчивая сексуальная информация Интернета стимулируют не только любопытство, но и преждевременное формирование либидо. Раннее начало половой жизни, с которым связаны весьма серьезные проблемы – подростковая беременность, инфекции, передающиеся половым путем, разочарование в любви, фригидность, – объясняются многими причинами. Риск раннего начала половой жизни выше там, где существует эмоциональная разобщенность членов семьи, где подростку недостает внимания, тепла, любви, понимания, где его возрастные или личностные особенности возводятся в степень семейного конфликта. Итогом таких отношений может стать неадекватная самооценка подростка.

Так, одной из причин раннего вступления в сексуальные отношения является заниженная самооценка девочки, когда она считает себя непривлекательной для противоположного пола. Именно такие девочки в три раза чаще, как показывают исследования, вступают в ранние интимные отношения, доказывая себе и окружающим – «не такая уж я дурнушка, на меня тоже обращают внимание». И такого «внимания» становится все больше и больше, ведь молва делает свое дело. Поэтому очень важно, чтобы наши девочки научились любить себя и своё тело, зная о том, что природа заложила в каждую женщину свою изюминку.

В воспитании женской самодостаточности велика и роль отца. Отец не должен стесняться своей отцовской любви, пусть он балует свою дочку вниманием, делает комплименты, восхищаясь её женственностью. Именно из «папенькиных дочек» вырастают девушки, знающие себе цену, идущие по жизни с гордо поднятой головой.

Исследователи утверждают, что мальчики с завышенной самооценкой в два раза чаще вступают в интимные отношения, чем их сверстники, адекватно оценивающие себя. Следовательно, родители должны во что бы то ни стало помочь и дочке, и сыну сформировать адекватную самооценку.

В мальчике должно быть воспитано бережное отношение к женщине, маме, бабушке, воспитательнице, учительнице, девочкам. Здесь важен пример отца, его отношение к жене. Активные занятия спортом помогают мальчикам сублимировать сексуальную энергию, переводя её в другой вид энергии. Помогите мальчику найти «его» вид спорта и тренера, который помог бы ему стать мужчиной.

Ответственности за свои поступки подросток в первую очередь должен учиться в семье. Пример родителей, их жизненная позиция определяют во многом поступки сына. Главная цель воспитания мальчика – воспитание ответственного поведения. Как бы ни пытались наши взрослеющие дети показать свою независимость, они хорошо понимают, что наша любовь, жизненный опыт им очень необходимы. Вот, что по этому поводу думают подростки: «Мне нужен тот, кто без всякой критики может спокойно выслушать и помочь мне разобраться в себе самом. Мне нужны любящие руки, которые бы успокоили меня. Мне необходимо место, где бы я мог поплакать. И мне нужен человек, который будет всегда рядом. Кроме того, мне нужен тот, кто ясно и громко скажет: «Остановись!» Но люди не должны мне напоминать о моих глупостях и читать нотации. Я сам о них знаю». Поэтому родительская любовь и мудрость должны стать главными помощниками в перемещении по трудной лестнице взросления наших детей, которым так хочется побыстрее стать взрослыми.

 

Заключительная часть.

Надеюсь, что сегодняшний разговор был для вас полезен и ещё раз доказал вам, насколько важен личный пример в воспитании детей, особенно в подготовке их к будущей семейной жизни. Ведь мы очень хотим, что жизнь в семье наших детей была счастливой и гармоничной.

РЕФЛЕКСИЯ «Лепестки рефлексии».

На столе перед вами лежат разноцветные лепестки (розовый – информация полезная и значимая, синий – информация неактуальная). Выберете, пожалуйста, тот лепесток, который отражает ваше впечатление от участия в занятии и передайте мне. Вот такой нежный цветок у нас получился. Цвет его лепестков говорит о том, что вы почерпнули много полезной и значимой для себя информации.

Предлагаем Вам памятку «Десять правил семейной жизни» (Приложение 1) и рекомендации «Практические советы по взаимоотношениям в семье» (Приложение 2).

Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, и нам всегда было где отогреться, нужно его поддерживать. И делать свой личный вклад в виде безусловной любви, терпения, уважения и понимания.

Семья – это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья – наша крепость и верный наш щит.
Семья – это дети и брачный союз.
Что может сильней быть таких прочных уз?
Здесь каждый понятен и очень любим,
По-своему дорог и незаменим.
Желаем вам быть настоящей семьёй,
Ведь здорово, если родные – с тобой!
Желаем единства всегда и во всём,

И счастье наполнит пусть ваш дружный дом! Если после сегодняшней нашей встречи у вас возникли вопросы, вы можете обратиться за дополнительной консультацией к специалистам нашей школы. Телефоны вы можете найти на сайте школы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
  2. Согласны ли Вы с мнением психолога Карла Роджерса: «Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития»? Объясните свою точку зрения.
  3. Можно ли говорить о том, что стиль и характер взаимоотношений родителей может запрограммировать будущую семейную жизнь их детей? Аргументируете свою точку зрения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит раздаточный материал (карточки «Расшифруй семейные ценности»).

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция, последовательное изложение материала по заявленной теме.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей: родители делятся мнением по поводу полученной информации, обсуждение высказываний авторитетных учёных;

         В качестве рефлексии выбран приём «Лепестки рефлексии». Родителям предлагается выразить своё впечатление от участия в занятии.

         На занятии используются карточки «Расшифруй семейные ценности», лепестки розового и синего цвета для проведения рефлексии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические материалы «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Podgotovka-starsheklassnikov-k-budushhej-semejnoj-zhizni.pdf Дата доступа:11.03.2022.

 

Приложение 1.

Памятка «Десять правил семейной жизни».

  1. Семейная азбука начинается с местоимения «Мы». Каждый из супругов должен «приглушить» свое «Я» и все воспринимать, делать и строить свою жизнь с позиции «Мы». Соблюдение этого правила серьезно пополнит семейную жизнь счастьем, взаимопониманием, радостью.
  2. Спеши повторить хорошее. Сделала хорошее дело, спеши еще сделать хорошее для супруга, для семьи. Это наполнит счастьем не только того, для кого сделано то хорошее, но и самого делающего добро.
  3. Остановись в гневе. Мудрое правило: не спеши излить свой гнев, подумай, осмысли ситуацию, умей понять и простить супруга.
  4. Если ты (он) уверена, что он (она) виноват, то ищи причину в себе. В истинном смысле во взаимоотношениях супругов в конкретных ситуациях почти всегда виноваты оба, и если случится проступок, в котором явно виноват один из супругов, то почва для проступка была, возможно, когда-то подготовлена другим супругом.
  5. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости, каждый шаг в сторону от семьи, от супруга – многим горьким дням. В молодых же семьях часто бывает наоборот – поссорились супруги, ни один из них не хочет сделать шаг навстречу, ждет, когда это сделает другой. А иногда еще хуже того – действует по принципу: «ты мне сделал плохо, а я тебе еще хуже сделаю», как говорится, «зуб за зуб». Все это приводит к серьезным разногласиям в семье.
  6. Доброе слово – хорошо, а доброе дело – лучше. Безусловно, везде доброе дело лучше, чем доброе слово. Но в семейных отношениях иногда доброе слово значит не меньше, чем доброе дело.
  7. Умей не только вставать на место другого, но достойно встать на свое в данной ситуации. Это умение само не приходит, его необходимо терпеливо и настойчиво воспитывать у детей.
  8. Не верит тот, кто сам обманывает. Семейные отношения строятся на доверии друг другу. Следует воспитывать у молодежи стремление сохранить это доверие, оправдать его.
  9. Быть другом его (ее) друзей, тогда и твои друзья станут его (ее) друзьями.
  10. Никто не стремится любить тещу и свекровь, но готовы любить двух мам.

 

 

Приложение 2.

Рекомендации «Практические советы по взаимоотношениям в семье».

 

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще говорите теплые слова.
  6. Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.
свернуть

Родительское собрание “Как уберечь ребенка от зависимости”

Родительский университет

“Как уберечь ребенка от зависимости”

 

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах взаимодействия с подростами и профилактики зависимостей.

Задачи:

Информирование родителей о психологических особенностях и рисках подросткового возраста.

Прояснение роли и возможностей семьи в формировании устойчивости подростка к рискованным видам поведени.

Ход мероприятия

Для начала дадим определение слову “зависимость”.

  1. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.

Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств.

Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

  • к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
  • ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,
  • “падает” зрение,
  • появляются проблемы с лишним весом.
  • Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
  1. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
  • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
  • по 6-10 часов проводит за компьютером;
  • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
  • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
  • становится более агрессивным;
  • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
  • Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
  1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
  2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
  3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
  4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн- друзья.
  5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
  6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
  7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, – гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, – это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
  8. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это – редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.
  9. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

  • Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
  • Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
  • Потеря интереса к прежним увлечениям – спорту, хобби;
  • Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
  • Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
  • Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
  • Нарастающая скрытность и лживость;
  • Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
  • Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
  • Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
  • Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

  • Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
  • Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
  • Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
  • Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
  • Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
  • Быстро портящиеся зубы;
  • Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
  1. Наблюдение за ребенком.

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.

Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

  1. Примеры построения диалога с подростком: Отец: ты когда-нибудь курила?

Дочь: М-м-м…

Отец: Я курил довольно много.

Дочь: Да?

Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.

Дочь: Хм…

Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить? Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.

Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.

Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.

VII. Рекомендации:

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
  • Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
  • Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.

Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

  1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий:

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

  1. Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность. формирование навыков общения, уверенности в себе.
  2. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.
  3. Метод альтернативной деятельности: это – нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

Закончить наш вебинар хочу таким стихотворением:

Семья – это счастье, любовь и удача!

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будем вместе любовь мы беречь, Обиды и ссоры – подальше от дома.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

“Какая хорошая Ваша семья!”

 

свернуть

Родительское собрание "Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?"

Родительское собрание "Опасность, которая рядом. Наркомания. Что о ней нужно знать?"

Разделы: Работа с родителями

 

Цель родительского собрания: рассмотреть проблему возникновения наркомании, как угрозу будущему детей и подростков.

Задачи собрания:

  • Довести до сведения родителей достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.
  • Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в современном обществе; пробудить желание предупредить эту проблему.
  • Организовать среди родителей, неравнодушных к будущему своих детей, группу поддержки наркопоста школы.

Форма проведения собрания:

  • вечер вопросов и ответов;
  • тренинг для родителей;
  • работа в группах.

Вопросы для обсуждения:

  • статистические данные по проблеме наркомании,
  • симптомы и опасности болезни,
  • пути решения проблемы,
  • анализ анкет,
  • тренинг для родителей,
  • памятка для родителей.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Вступительное слово классного руководителя.

– Слово «наркотик» существует в словаре с 21 века как одно из самых употребляемых слов. Готовясь к сегодняшнему разговору, учащимися нашей школы был проведён опрос общественного мнения среди населения нашего посёлка: «Как Вы относитесь к наркотикам»?

Статистика этого опроса такова: из 43 респондентов людей:

  • люди пожилого возраста – 7 человек,
  • люди среднего возраста – 12 человек,
  • молодёжь и школьники – 24 человек.

Реакции пожилых людей:

  • испуг – 1 человек,
  • недоумение, непонимание – 2 человека,
  • агрессия и злость – 2 человека,
  • безразличие – 2 человека.

Реакция людей среднего возраста:

  • страдание – 1 человек,
  • недоумение, непонимание – 2 человека,
  • испуг – 2 человека,
  • агрессия – 7 человек.

Молодёжь:

  • интерес к теме разговора – 15 человек,
  • осуждение – все подростки, участвовавшие в опросе,
  • растерянность – 2 человека.

О чём говорит этот опрос? О том, что проблема употребления наркотиков у всех на слуху. Все о ней знают, или слышали. Все существуют с ней параллельно. Все согласны, что проблему наркомании необходимо решать, и как можно быстрее. Что эта проблема является для нашего общества самой актуальной и важной.

Употребление детьми и подростками психоактивных веществ, представляет серьёзную угрозу нации, будущему нашей страны.

Крайне тревожная статистика. Статистические данные наркотизации  в Брестской области: Наркоманы есть и у нас в районе. Они живут рядом с нами. Но сколько их, на какой стадии болезни они находятся, никто не учитывает.  Это боль и страдания только близких родственников наркоманов. Среди учащихся нашей школы нет состоящих на учёте в наркодиспансере. Но это не значит, что нет надобности вести разговор о наркотиках среди учителей и учащихся. Рассматривая данные по стране, становится ясно, что подрастающее поколение вырождается.

Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. Каждый 10-й школьник в стране пробовал наркотики. Один  наркоман за год втягивает от 4 до 17 человек. При таких темпах в стране через 5 лет более чем 1/4 населения попробует наркотики.

Очевидна связь роста социально-экономических проблем и роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти процессы происходят параллельно: в состоянии опьянения подростками совершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.). Возраст начала потребления наркотиков совпадает со временем начала учёбы в школе. К подростковому возрасту свыше 10% школьников уже знакомы с действием наркотиков и этот процент растёт.

К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%).

Эти цифры показывают ещё и то, что в подростковой среде распространено ошибочное мнение о том, что «наркотик  делает человека свободным» – 21%, 34% считают, что «наркотики бывают всерьёз и невсерьёз», 42%  согласны с тем, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Подростки толком не знают, чем грозят наркотики здоровью и личности человека, смутно представляют степень ответственности перед законом за распространение, хранение и приём наркотиков. И плюс к этому недостаточная информированность педагогов, взрослых и родителей, которые сталкиваются с этой проблемой.

Но в тоже время многие считают, что со мной и моими близкими это не произойдёт, эта беда меня и моих близких обойдёт стороной. Но опыт многих  семей (благополучных в том числе) показывает, что зло НАРКОМАНИИ достаточно изобретательно в своём стремлении  затягивать в своё болото всё большее и большее количество людей.

Что такое наркомания?

Наркомания – это группа заболеваний, которые проявляются патологическим влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических веществ, развитием зависимости от них, а также выраженными медико-социальными последствиями. В отечественной наркологии принято различать наркоманию и токсикоманию. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые, согласно списку Постоянного комитета по контролю наркотиков, утверждённому Минздравом РБ, отнесены к наркотическим средствам. Различие между наркоманией и токсикоманией не медицинские, а юридические. Следующее  заблуждение: борьба с наркотиками – это дело специалистов. Действительно, без профессионалов – врачей здесь не обойтись. Но главное в решении этой проблемы не только лечение уже заболевших, а предупреждение и профилактика этой страшной болезни. А предупреждение болезни по силам каждому, кто желает прекратить её распространение. Цель нашего разговора сегодня – это получение достоверной информации о наркотиках, о том, как можно уберечь наших детей от этой беды. Рассматривая наркоманию как болезнь, мы должны понимать, что это особая болезнь. Говоря о пьянстве, древние подчёркивали, что оно представляет собою упражнение в безумии. Наркомания же представляет собою само безумие, но добровольное.  Слово «добровольное» не означает, что человек сам захотел стать наркоманом. Вряд ли среди наркоманов можно найти хотя бы одного, который ставил пред собою цель стать наркоманом. Каждый из них никогда не думал, что станет наркоманом, и тем более не желал этого. Отношения человека к наркотикам не простые. А именно неопределённость может стать одним из шагов навстречу наркомании. Школьники почти единодушно считают, что наркоманы – это «конченые люди». Их можно лишь пожалеть. Но никто из школьников не считает, что может стать сам наркоманом. Зато многие считаю, что наркоманом может стать человек, постоянно употребляющий наркотики. Действительно, людей, эпизодически использующих наркотики (на вечеринке, дискотеки, просто за компанию) гораздо больше, чем истинно больных наркоманией. Но больные наркоманией люди как раз и появляются из тех, кто употреблял наркотики от случая к случаю. Ещё одним заблуждением служит следующее: подростки уверены, что важно не проворонить, не прозевать момент привыкания к наркотику и при необходимости остановиться. И это в чём-то действительно так. Но в том-то и дело, что процесс формирования зависимости от наркотиков, в отличие от осознания  самого факта этой зависимости, протекает скрытно от сознания. И когда человек понимает, что попал в состояние зависимости, бывает уже поздно.  Современные наркотические средства способны развивать у человека привыкание к ним быстро, иногда за 1-2 их употребления.

Как и когда появились наркотики?

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их появления совпадает с появлением рода человеческого. Известно, что многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки – для поддержания сил в дальнем походе. Китайцы тысячелетиями курили опиум – для снятия стресса и как снотворное. Жители древней Аравии употребляли с теми же целями гашиш (от арабского – трава). Воины-исмаилиты пред боем  принимали гашиш, а, приняв, становились активными и жестокими. В древнем Египте, Древней Греции и Риме были знакомы с лечебными свойствами (подавления боли при недомогании) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. Об употреблении древними египтянами  каннабиса упоминает Геродот, а Гиппократ использовал опиаты в медицинской практике. С развитием торговли – наркотики попали в Европу, где находят применение в медицине. Долгие годы с помощью наркотиков решались множественные проблемы, и опиум, и героин применялись как универсальное обезболивающее. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш проник в Европу. В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах. А также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кокаин – в Северной Америке, алкогольные напитки в Индии, Пакистане, странах юга и востока Средиземноморья. При этом распространение наркотиков в регионы и области, где они не были традиционными, продолжается, затрудняя предупреждение возникновение новых и новых вспышек злоупотребления ими. Возникают и новые виды наркотических веществ. В Беларуси принят Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Он предусматривает запрещение употребления наркотических веществ, их аналогов ; запрещено использование наркотических средств частнопрактикующими врачами ; запрещение немедицинского потребление наркотических средств психотропных веществ; резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде; запрещение лечения наркоманов частнопрактикующими врачами; применение мер принудительного характера .

Специалисты убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной если:

– детям и взрослым будет представлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека; – информация должна соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям человека; – в борьбе с наркотиками ребёнок, родители, педагоги, специалисты должны быть едины, но главное что надо помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому.

Что такое наркотики?

Сообщение школьного врача.

Наркотики – ядовитые вещества и соединения. Их виды (классификация):

Яды растительного происхождения в чистом виде:

– марихуана – наркотики, приготовленные из стеблей и листьев конопли с небольшим добавлением цветков («травка», «сено» на языке наркоманов); – гашиш – получают из смолистого вещества, собранного с верхушек конопли (анаша, банг, план, «дурь»).

Психостимуляторы:

– эфедрин – белый порошок с горьким вкусом, кристаллики которого имеют продолговатую форму. Может встречаться в виде раствора в ампулах с маркировкой «эфедрин». – фенамин – амфетамин – международное название – синтетический стимулятор, встречается в виде порошка, в таблетках, капсулах разнообразного вида и цвета. – «экстази» – название группы производных амфетамина. Встречается в виде разноцветных таблеток различной формы. Употребляют их только внутрь. – кокаин – белый кристалический порошок, по виду похож на питьевую соду. Обычно разведён сахарной пудрой или тальком. Попав на язык, вызывает ощущение «онемения» (как новокаин).

Галлюциногены:

– LSD – (диэтиломид лизергиновой кислоты). «Кислота», встречающаяся в виде прозрачного порошка; в виде разноцветных марок, напоминающих почтовые (пропитаны  раствором наркотика). Принимают внутрь, иногда вводят  внутривенно. – грибы рода Psilotsibum. Содержат псилоцин и псилобицин. Доступны только в конце лета. Выглядят как маленькие коричневые поганки. Шляпка имеет фиолетовый оттенок. Их едят жареными, вареными, сырыми и сухими. – РСР (он же фенциклидин). Встечается редко, обычно в виде порошка.

Деприссанты:

– снотворные и седативные (успокаивающие, снимающие боль, страх, тревогу, беспокойство) средства. Они изготавливаются фабричным способом. К наркотикам относятся снотворные лекарства, которые могут очень быстро вызвать зависимость.

Опиаты:

– «маковая соломка» – мелко размолотая (иногда в пыль) коричнево-жёлтые  сухие части растений белого мака. – «ханка» – застывший тёмно-коричневый сок маковых головок (он же опий-сырец), сформированный в лепестки 1-1,5 см в поперечнике. – «бинты» или «марля» – пропитанные опием-сырцом хлопчатобумажная ткань. Становится коричневой после пропитки, если была белой. Все необработанные опиаты при попадании на язык имеют лёгкий вяжущий эффект. – растворы кустарного изготовления (готовятся с использованием органических растворителей и ангидрида уксусной кислоты). Выглядят как крепко заваренный чай, иногда с резким запахом уксуса, а может быть с осадком. – раствор в ампулах или во флакончиках с маркировкой «морфина гидрохлорид» («морфин» – один из активных алкалоидов опия. – кодеин (алкалоид, содержащийся в опии) может встречаться в составе таблеток от кашля.

Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Как показывает, статистика первая встреча с наркотическими веществами происходит  иногда в 8-10 лет. Но чаще в подростковом возрасте. Подростковый возраст – это переломный период для подростка. Кризис взросления. Переживается он по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности. Это может проявиться у подростка в трудновоспитуемости, ухудшении успеваемости, ослабевает интерес к учебной деятельности, падает общая работоспособность или развивается скрытность, появлении тяготения жить в «параллельных мирах», стремление уйти в себя и т. д. Подросток желает ощутить себя взрослым, стремиться утвердить свою взрослость любыми способами. Молодёжь в своём стремлении освободиться от опеки взрослых использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление взрослых, недостаток уверенности в собственных силах – всё это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодёжь пытается получить то, что не может иметь дома – доверие, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремясь выразить себя. В поисках новых, необычных ощущений и переживаний они экспериментируют с алкогольными напитками, ингаляторами, наркотическими веществами.  Две трети подростков знакомятся с ними из любопытства, желая получить свой первый опыт, соприкасаясь с запретным. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические вещества в неформальных группах. Обычно это происходит вдалеке от взрослых в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко первую дозу получают обманным путём: в качестве «нового сорта сигареты» или другой необычной «приманки» (напитков, таблеток и даже инъекций).          

Кто же подвержен  риску, стать наркоманом?

Дети 8-11 лет. Детей этого возраста интересует всё, что связано с наркотиками: – их действием, способами употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир, и, как и всё незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли. Либо не восприняли всерьёз. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены, по словам друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики пока ещё нет. Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет.  Основной возраст начала наркомании. Интерес  вызывает возможность употребления «лёгких» наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием «лёгких» наркотиков. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания носят недостоверный характер. Отношение к наркотику – как привлекательность. Не  оценивается опасность его употребления. Употребление связано с трудной жизненной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. В этом возрасте доступны лекарственные и бытовые средства – бензин, лей, зубная паста, таблетки и т. д. Имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно и эти средства и оказываются тем, с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любым психоактивным веществом. Возраст часто называют – возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо – опосредованный через близких, знакомых и друзей.

Какие обстоятельства влияют на пристрастие к наркомании?

Эти обстоятельства называют «факторами риска». К таким «факторам риска» относят:

– биологические или медицинские: патология беременности, осложнённые роды, тяжёлые и хронические заболевания, сотрясения головного мозга, алкоголизм или наркоманию у родителей, психические заболевания у кого-либо из близких родственников; – социально-психологические: семейное неблагополучие, низкий материальный достаток, отсутствие братьев и сестёр, алкоголизм и наркомания у близких родственников, психические расстройства или частые нарушения правил общественного поведения у членов семьи и близких родственников, сильная и постоянная занятость родителей (работа, общественная или личная жизнь), развод родителей, неблагоприятные семейные отношения (гипер- или гипоопёка, нарушенные семейные отношения, лёгкий неконтролируемый доступ к деньгам и т. д.).

Как действует наркотик на человека?

На начальных стадиях интоксикации некоторые люди могут быть интересны для окружающих за счёт временного оживления. Они легки в общении, остроумны. Благодушное настроение сопровождается покладистостью, сговорчивостью и даже предупредительностью. Но это быстро проходит. Больные наркоманией производят впечатления рассеянных или задумчивых людей. Часто они забывают о сигарете, дымящейся в руке, пока она не обожжёт им пальцы или не упадёт на пол. Кстати, курильщики – наркоманы могут курить только в состоянии интоксикации – при отсутствии наркотика (в ломке) они не переносят табачный дым. С нарастанием отравления ускоренная речь становиться замедленнее. Наркоманы растягивают слова, при этом плохо ориентируются в происходящем: могут говорить о том, что не является темой разговора, повторять несколько раз одно и тоже. Это состояние бросается  окружающим в глаза. Иногда на этой стадии отравления наркоманы стремясь к общению, становятся навязчивыми. В состоянии отравления, у наркоманов снижена болевая чувствительность. Ожоги или мелкие порезы их не беспокоят. Сонливость может перейти с поверхностный сон, который легко прерывается извне. Эта сонливость выглядит необычно и может проявиться в самое неподходящее время. В таком состоянии он засыпает в любой позе и даже  если его не тревожить, периодически просыпается. Чаще всего наркоман стремиться уединиться (по возможности в отдельной комнате). Там он включает магнитофон, телевизор и засыпает.

Что такое «ломка»?

Внезапное прекращение употребления наркотиков вызывает страшное состояние наркотического похмелья. Его проявление зависит от длительности отравления и от дозы наркотика. Начинается ломка, спустя 8-12 часов. Начинающие наркоманы, не имеющие выраженной физической зависимости, могут перенести ломку на ногах. Симптомы ломки напоминают ОРЗ или расстройство желудочно-кишечного тракта. Но поведение наркомана резко меняется. Сонливость и вялость улетучиваются, их сменяет раздражительность и напряжённость. Наркоман становится неусидчив, нервничает без видимых причин, стремиться уйти из дома. На вопросы отвечает грубо. Если раньше он мог «зависать » на телефоне, то теперь говорит отдельными короткими фразами типа: «Ну, что?», «Как, там?», «Мне надо…», «У вас всё готово?» и т. п.  Внешне это тоже другой человек. У него легко можно отметить:

– расширенный зрачок, который резко сужается; – поминутную зевоту, слезящиеся глаза, чихание, «гусиную» кожу, отсутствие сна, отсутствие аппетита, непереносимость табачного дыма – ещё накануне курил, а сейчас нос воротит от табака.

Если человеку не оказать квалифицированную. Помощь, его состояние будет ухудшаться. Примерно к 3-му дню отрыва от наркотиков наркоман находится на пике ломки. Что он переносит в это время, окружающим трудно понять. Сами наркоманы подобрали для себя в ломке подходящее название: живой труп.

Психологи, педагоги, медики советуют: «Неважно, сколько лет вашим детям, неважно, заметили вы что-то странное в их поведении и физическом состоянии или нет – вам следует поговорить с ними о наркотиках». Этот разговор не может быть преждевременным, так же как его некогда не поздно начинать.

Родителям до собрания было предложено ответить на вопросы. (Приложение 1)

Родительский тренинг

Родители разделяются на группы. Каждая группа готовит ответ на один вопрос. Затем идёт защита родительских мнений.

Подведение итогов собрания начинается  в ходе собрания: во время  прохождения тренинга для родителей, выступлений классного руководителя, школьного врача, социального педагога. При подведении итогов родительского собрания, классный руководитель раздаёт памятку родителям.  (Приложение 2) Делаются выводы, формулируется решение родительского собрания.

Решение:

  • воспитывать у своих детей чувство неприятия употребления наркотиков;
  • осознание чувства опасности, связанной с их употреблением;
  • развивать у детей навыки здорового образа жизни и планировать совместный отдых с ними;
  • быть для детей положительным примером.

Из числа родителей организуется группа родителей – добровольных помощников школьного наркопоста. Объявляется тема следующего родительского собрания. Даются индивидуальные консультации для родителей, оставшихся после собрания на личную беседу.

свернуть