Лучиц Ирина Георгиевна,
учитель истории
ГУО « Стайковская СШ»
Тема: «Религия древних греков»
Цель: -изучение основных древнегреческих богов
Задачи: Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей особенностями их сознания, сформировать умения сравнивать, обобщать, систематизировать знания, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре и изучению истории в целом.
Оборудование: карта «Древняя Греция»; презентация,
иллюстрации Олимпийских богов, интерактивная доска, карточки
Основные понятия, термины: религия, гора Олимп. Олимпийские боги.
Ход урока:
- Организационный момент
Сообщение темы, цели, плана урока.
Слайд 1, 2, 3,4
План:
- Вера в существование сверхъестественных сил.
- Боги Древней Греции.
- Культ, или почитание богов.
4.Жертвоприношения
- Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Держава Александра Македонского» Выполнение интерактивных упражнений и заданий на карточках
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
- Дайте определение понятию «Религия»
Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.
Слайд 5
- Почему появляются религиозные верования?
Ответ: Потому, что человек не мог объяснить явления природы.
Эллины, как и все народы Древнего Востока, стремились разгадать грозные и непонятные природные явления, познать таинственные силы, которые управляют человеческой жизнью. Мифы Древней Греции, созданные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным достоянием человечества. В каких богов верили греки? Как почитали своих богов? Сегодня мы свами узнаем на уроке. СЛАЙД 6
- Изучение новой темы
- Рассказ учителя. Вера в существование сверхъестественных сил
В глубокой древности греки верили в существование души. Она находилась, как представляли эллины, в таких важных органах человека, как сердце, печень и почки. В момент смерти душа покидала человека и продолжала жить в загробном мире —мире теней. Греки считали, что душой обладают также реки, моря, растения, животные, камни и другие предметы. У древних греков существовал культ животных: быка, орла, волка, медведя. Греки почитали грифона — мифическое крылатое существо с туловищем льва и головой орла. Считалось, что оно объединяло в себе добро и зло. Большую роль в жизни греков играла магия и гадания, вера в вещие сны. Религиозные верования древних греков отражали понимание ими смысла человеческой жизни, добра и зла, счастья и страдания.. Слайд 7
- Боги Древней Греции.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Считалось, что боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки , коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю.
Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.
Главным богом у греков был Зевс, это бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД – поделили между собой власть над миром. Слайд 8
Основные занятия греков имели своих богов – покровителей
Работа с текстом учебника. Прочитать и заполнить таблицу
Имена богов |
Покровителями чего они считались |
Зевс |
Бог дождя, грома, молний |
Посейдон |
Бог моря |
Аид |
Владыка подземного мира |
Деметра |
Покровительница земледелия |
Гефест |
Кузнечное дело |
Гермес |
Покровитель торговли |
Афина |
Богиня мудрости и защитница городов |
Гера |
верховной богиней и защитницей семьи. |
Аполлон |
бог света, покровитель искусства и поэзии |
Арес, |
богу войны Аресу |
, Афродита, |
Богиня любви и красоты |
Ника, |
богиня победы |
Гелиос |
бог солнца |
Дионис |
бога плодородия, винограда и вина |
Слайд 10-23
3.Культ, или почитание богов. Слайд 24
В честь своих богов древние греки сооружали храмы и ставили статуи. Территория храма считалась священной и неприкосновенной. В храмах люди хранили свои драгоценности. Самым знаменитым в Древней Греции был храм Зевса в городе Олимпия на юге Греции. Они строго соблюдали установленные обряды — возносили молитвы и совершали жертвоприношения. На жертвенном алтаре разжигали священный огонь. В огонь лили вино, масло, мед или молоко. В особо важных случаях в жертву приносили животных.
4.Религиозные праздники .Слайд 25
В честь богов организовывались праздники и торжества. В это время к священным местам стекалось множество людей. Существовали праздники в честь какого-нибудь одного бога или многих богов. Кроме жертвоприношений, каждый праздник сопровождался танцами, проходили музыкальные представления и спортивные соревнования. Люди верили, что таким образоони устанавливали связь с самими богами.
- Закрепление изученного материала
- Коллективная устная работа (если позволяет время) «Историческая задача: согласны ли вы с утверждением?»:
1.Главные боги живут на вершине горы Олимпа (да)
2.Богом всех богов является Гефест (нет)
3.Подобно греческой знати, олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях (да)
4.Самая прекрасная богиня – богиня любви Афродита (да)
5.Дионис – бог плодородия (нет)
6.В честь богов Древние Греки сооружали корабли (нет)
7.Смым знаменитым храмом был храм Аида (нет)
8.Древние греки в храмах хранили продукты питания (нет)
- Юные детективы (Кто рассказывает так о себе на пиру?)
1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера)
2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид)
3.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида)
VII.РЕФЛЕКСИЯ
Соединить имя бога и картинку
Что из изученного на уроке вам больше всего запомнилось? Заинтересовало?
VIII.Подведение итогов
Заключительное слово учителя:
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
Домашнее задание: прочитать §11, вопросы с.47
Слайд 27