Урок математики, 6 класс
Учитель Дылюк Н.Ф.
Тема урока. Сложение рациональных чисел
Тип урока. Закрепление изученного материала
Цели урока:
- организовать деятельность, направленную на формирование умений и навыков применять правила сложения рациональных чисел;
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;
- воспитывать интерес к математике, активность, аккуратность, дисциплинированность, умения общаться.
Класс. 6
Учебное пособие. Математика 6, Кузнецова Е.П., Муравьева Г.Л., Шнеперман Л.Б.
План урока:
1 Организационный момент.
2 Сообщение целей урока, плана урока.
3 Станция «Кроссвордная».
4 Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
5 Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
6 Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
7 Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
8 Постановка домашнего задания.
9 Подведение итогов урока.
Методическое обеспечение урока
1. Организационный момент
Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.
2. Сообщение целей и плана урока.
3. Станция «Кроссвордная».
Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная».
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях.
4. Станция «Лукоморье».
Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». Кот ученый задает вам свои вопросы:
1) Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой.
2) Отметьте на координатной прямой точки: A2;B-2,5;C-12;D112;M-1;K(1,25)
5. Станция «Солнечный город».
Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами.
Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.
Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы – знаком « - ».
Например, в январе Знайка сделал следующую запись: +40+(-15)
Она обозначает, что в начале месяца у него было 40 монет, а в течение месяца он израсходовал 15 монет.
Какие доходы были у Знайки в декабре? (+40)
Какие расходы? (-18)
Каков итог за месяц? (+25)
Чтобы узнать какой итог получился у Знайки на конец месяца нужно вспомнить правила сложения рациональных чисел.
üКак сложить два отрицательных числа?
üКак сложить два числа с разными знаками и разными модулями?
üЧему равна сумма двух противоположных чисел?
üЧему равна сумма данного числа и числа 0?
Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в январе свои записи в таблицу. Какой итог на конец января получился у каждого?
| Январь | Доходы | Расходы | Итог |
Знайка | +40+(-15) | +40 | -15 | +25 |
Сиропчик | +30+(-20) | +30 | -20 | +10 |
Пончик | +28+(-13) | +28 | -13 | +15 |
Тюбик | -16+(+16) | +16 | -16 | 0 |
Авоська | +8+(-13) | +8 | -13 | -5 |
Незнайка | -22+(+15) | +15 | -22 | -7 |
Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам.
ДЕКАРТ.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII –XIII вв., как и в древности, они понимались как долги, большинство учёных считали их «ложными» в отличие от положительных чисел – «истинных».
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую (1637 г.)
Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
6. Станция «Зазеркалье».
Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье.
1) Алиса задает вам свои задачки:
2) Чеширский кот и Шалтай – Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. Правда, не всегда у них получается правильно.
Найдите ошибки в вычислениях Шалтая – Болтая.
Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство:
7. Станция «Тридевятое королевство».
И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство»
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной.
Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.
С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.
7. Постановка домашнего задания
Составить 10 примеров на сложение рациональных чисел.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за урок!