Ситуационная помощь инвалидам

Ситуационная помощь инвалидам

В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  21 ноября 2022 г. № 796, в Государственном учреждении  образования «Стайковская средняя школа Ивацевичского района» разработан и утвержден приказом алгоритм действий по   оказанию   ситуационной   помощи инвалидам в государственном учреждении образования «Стайковская средняя школа Ивацевичского района».

Согласно алгоритму, инвалиду, сопровождающему его лицу, при необходимости посещения здания Государственного учреждения образования «Стайковская средняя школа Ивацевичского района» (д. Стайки, ул. Школьная, д.6), с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения, за которым закреплены обязанности по оказанию ситуационной помощи, указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.

 

Контактный номер телефона работников учреждения, за которыми закреплены обязанности по оказанию ситуационной помощи инвалидам:

8 (01645) 63348    

Омелящик Мария Сергеевна, педагог-психолог Государственного учреждения образования «Стайковская средняя школа Ивацевичского района».  

 

Алгоритм действий по   оказанию   ситуационной   помощи

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГУО «Стайковская средняя школа

Ивацевичского района»      

О.Н. Байбак

08.05.2023

 

Алгоритм действий

по   оказанию   ситуационной   помощи инвалидам в

государственном учреждении образования

«Стайковская средняя школа Ивацевичского района»

 

         Для обеспечения доступа инвалидам и лицам с ограниченными возможностями (далее - инвалиды) к помещениям государственного учреждения образования (далее - ГУО) «Стайковская средняя школа Ивацевичского района» (далее Стайковская средняя школа), наравне с другими лицами, разработан алгоритм оказания ситуационной помощи.  

         Оказание помощи проводится только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи.

         Приказом директора ГУО «Стайковская средняя школа» от 08.05.2023 № 85 ответственным за оказание ситуационной помощи назначена Ефимович Виктория Викторовна, педагог социальный, и вовремя её отсутствия заместитель по воспитательной работе Войткевич Екатерина Александровна. Утверждены алгоритмы оказания ситуационной помощи.

Алгоритм оказания ситуационной помощи

         Педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа», увидев человека с инвалидностью, испытывающего трудности при входе в здание:

         выходит на улицу, уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, открывает входные двери;

         оказывает помощь при входе в здание;

         узнает о цели посещения и сообщает директору, заместителю директора о посещении лица с инвалидностью;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин;

         сопровождает до гардероба;

         сопровождает до диагностического кабинета. кабинетов;

         оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;

         оказывает помощь при выходе из здания;

Особые потребности при посещении ГУО «Стайковская средняя школа».

         С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:

         лица с двигательными нарушениями

         лица с нарушением зрения

         лица с нарушением слуха

         лица с нарушением речи

         лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.

         Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями, использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.

         Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:

         помощь при входе в здание и выходе из здания;

         помощь при передвижении по зданию;

         помощь при самообслуживании.

Алгоритм оказания ситуационной помощи.

          Педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа», увидев посетителя с двигательными нарушениями:

         выходит на улицу, предлагает подняться по пандусу, оказывает помощь при входе в здание;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения;

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с двигательными нарушениями;

         помогает раздеться в гардеробе;

         сопровождает гражданина до места расположения диагностического кабинета, других кабинетов, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;

         помогает заполнить необходимые документы;

         по окончании приема, сопровождает гражданина до гардероба, оказывает помощь при одевании;

         при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

         сопровождает гражданина к выходу;

         оказывает помощь при выходе из учреждения.

         Лица с нарушением зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями, также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;

         Основные потребности лиц с нарушением зрения:

 помощь при входе в здание и выходе из здания;

помощь при ориентации внутри здания;

 помощь при составлении письменных обращений (документов);

помощь при самообслуживании.

        

 

Алгоритм оказания ситуационной помощи.

          Педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа», увидев посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью, испытывающего трудности при входе в здание:

         выходит на улицу, начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения; открывает дверь;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения

         оказывает помощь при входе в здание;

         отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей учреждения;

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением зрения;

         начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;

          предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;

         при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении, в том числе объясняет о наличии в учреждении надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

         помогает раздеться в гардеробе;

         сопровождает гражданина с нарушением зрения до места расположения диагностического кабинета, других кабинетов, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;

         предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);

         помогает заполнить необходимые документы;

         по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба, оказывает помощь при одевании;

         при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

         сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу; оказывает          помощь при выходе из учреждения.

         Основные потребности лиц с нарушением слуха:

         помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости);

         помощь при ориентации внутри здания;

         помощь при составлении письменных обращений (документов).

         Во время пребывания гражданина в учреждении педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа» знакомит с письменной информацией, расположенной в здании.

         Педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа» предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.

Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.

          Педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа», увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка и испытывающего трудности при входе в здание:

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением слуха;

         уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;

         при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;

         сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;

         помогает заполнить необходимые документы;

если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь;

         при необходимости сопровождает до гардероба.

Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением речи

         Педагог социальный, педагог, при обращении к нему посетителя с нарушением речи:

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением речи, нуждающегося в оказании ситуационной помощи;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи, цель посещения;

         при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;

         при необходимости сопровождает гражданина с нарушением речи до диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет информацию гражданину с нарушением речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;

         помогает заполнить необходимые документы;

         при необходимости сопровождает до гардероба;

         если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

         Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.

          Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:

         помощь при входе в здание и выходе из здания;

         помощь при ориентации внутри здания;

         помощь при составлении письменных обращений (документов);

         помощь при самообслуживании.

Алгоритм ситуационной помощи лицам с когнитивными нарушениями

         Педагог социальный, работник ГУО «Стайковская средняя школа» при обращении к нему посетителя с интеллектуальными нарушениями:

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями, цель посещения;

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с интеллектуальными нарушениями;

         сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;

         в кабинете оказывает помощь в ориентации;

         помогает заполнить необходимые документы;

         сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до гардероба;

         оказывает помощь при одевании;

         при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

         сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;

         оказывает помощь при выходе из учреждения.

 

 

 

Справочно: в учреждениях образования района издано 54 приказа о назначении ответственных лиц за оказание ситуационной помощи инвалидам различных категорий. Общее количество разработанных алгоритмов оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий – 324.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Правила обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

21.11.2022   № 796

 

 

ПРАВИЛА

обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящими Правилами определяются требования к обеспечению доступной среды для инвалидов на объектах социальной, транспортной и производственной инфраструктуры (далее, если не указано иное, – объекты), доступности транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности.

Для целей настоящих Правил используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь ”О правах инвалидов и их социальной интеграции“, техническими нормативными правовыми актами, регламентирующими создание доступной среды (далее – ТНПА), а также следующие термины и их определения:

визуальная информация – сведения, полученные посредством зрительного восприятия, к которым относится текстовая, числовая и графическая информация;

максимально возможная степень – обустройство объекта с использованием наибольшего количества элементов доступной среды с учетом архитектурного строения и технических возможностей объекта;

объекты социальной инфраструктуры – капитальные строения (здания, сооружения) и изолированные помещения, в которых расположены государственные органы и иные организации, оказывающие услуги населению, в том числе сервисные центры операторов и поставщиков услуг электросвязи,учреждения социального обслуживания, образования, организации здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туристической индустрии, почтовой связи, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, органы, регистрирующие акты гражданского состояния, нотариальные конторы и нотариальные бюро, юридические консультации, санаторно-курортные и оздоровительные организации, гостиницы, общежития, а также территория, на которой они расположены;

объекты транспортной инфраструктуры – капитальные строения (здания, сооружения) и изолированные помещения, совокупность транспортных коммуникаций и сооружений, узлов их взаимодействия, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечивающие перевозку пассажиров, багажа и грузов, в том числе автобусные и железнодорожные вокзалы, станции, аэропорты, метрополитен, тоннели, эстакады, мосты, надземные и подземные пешеходные переходы, светофоры, остановочные пункты, посадочные площадки, порты, пристани, территория, на которой они расположены, а также элементы улично-дорожной сети(улицы, тротуары, проезды, спуски, переулки, площади, набережные, бульвары, парки, скверы);

объекты производственной инфраструктуры – капитальные строения (здания, сооружения), инженерные коммуникации, обеспечивающие производство, хранение и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также территория, на которой они расположены;

речевой звуковой электронный информатор с дистанционным управлением (далее – речевой информатор) – средство информирования звуковыми сигналами и озвученными речевыми сообщениями, воспринимаемыми слухом, предназначенными для инвалидов с нарушениями зрения, управляемое дистанционно через мобильное приложение;

ситуационная помощь – сопровождение инвалидов, не имеющих возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, и оказание им помощи при нахождении на объектах, использовании транспортных средств в целях преодоления барьеров, мешающих доступу к объектам и получению услуг, оказываемым населению, наравне с другими лицами;

собственники объектов – государственные органы и иные организации, оказывающие услуги населению, в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) которых находятся эти объекты;

средства информации – носители информации, воспринимаемые зрением, тактильно или на слух (указатели, щиты, стенды, табло, экраны, универсальные информационные таблички с рельефно-точечным шрифтом Брайля, тактильные схемы и иные носители информации), имеющие особое значение для инвалидов с нарушением слуха и зрения;

тактильная схема – комплексный план-схема расположения входов на объект, кабинетов, помещений, в том числе санитарно-гигиенических помещений, лифтов и иных мест объекта, выполненный с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, плоскопечатного шрифта и тактильной рельефной графики и указанием точки ”Вы здесь“ на контрастном фоне;

универсальная информационная табличка с рельефно-точечным шрифтом Брайля (далее – универсальная табличка)* – табличка, выполненная с использованием тактильной рельефной графики (букв и (или) цифр) и рельефно-точечного шрифта Брайля, контрастных по цвету с основным фоном таблички.

2. Обеспечение доступности объектов для инвалидов осуществляется собственниками этих объектов.

Собственники объектов в целях согласованности в принятии решений по обеспечению доступности объектов вправе до проведения работ на этих объектах обратиться:

к представителям общественных объединений инвалидов;

к местным исполнительным и распорядительным органам в случае, если пути движения к объекту находятся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Проведение работ по обеспечению доступности объектов, являющихся историко-культурными ценностями, осуществляется в соответствии с законодательством о культуре.

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

3. Государственные органы и иные организации, оказывающие услуги населению, с учетом специфики сферы деятельности обеспечивают:

возможность получения услуги по месту проживания инвалида либо дистанционно;

возможность предварительной записи для получения услуги, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, с указанием необходимых видов помощи инвалидам;

наличие доступных для инвалидов официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет;

наличие технических средств для связи со службами информации и экстренной помощи для инвалидов по слуху.

4. Доступность территории, на которой расположен объект социальной и производственной инфраструктуры, обеспечивается:

ровным дорожным и тротуарным покрытием;

тактильной предупреждающей и направляющей тротуарной плиткой;

пониженным бордюрным камнем в местах пересечения путей движения;

выделенными местами для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, а также перевозящих таких инвалидов, детей-инвалидов. Такие места располагаются на расстоянии не более 50 м от входа на объект, обозначаются знаками ”Место стоянки“, ”Расстояние до объекта“, ”Инвалиды“, контрастной дорожной разметкой на поверхности стоянки, обеспечиваются пониженным бордюрным камнем.

В случае расположения объекта социальной и производственной инфраструктуры на огражденной территории обеспечивается наличие не менее двух входов на эту территорию, пути движения к которым обозначаются тактильной предупреждающей и направляющей тротуарной плиткой.

При входе на территорию объекта социальной и производственной инфраструктуры, на которой рядом располагаются несколько капитальных строений (зданий, сооружений), на центральном входе устанавливается тактильная схема с речевым информатором.

5. Доступность входа на объект социальной и производственной инфраструктуры обеспечивается:

отсутствием перепада высот относительно планировочной отметки земли (при наличии технических возможностей);

пандусом (мобильным (откидным) с непрерывными поручнями и (или) электрической подъемной платформой с кнопкой вызова (при наличии лестницы);

входной площадкой, позволяющей беспрепятственно размещаться инвалидам, использующим при передвижении кресло-коляску;

расширенной входной дверной группой, в том числе распашной или раздвижной, с устройством автоматического открывания и отсутствием перепадов уровня пола;

контрастной маркировкой полотен прозрачных дверей и контрастных дверных ручекпо отношению к дверному полотну;

речевыми информаторами;

универсальной табличкой, на которой указываются наименование государственных органов или иных организаций, оказывающих услуги населению, их адреса и режим работы;

тактильной тротуарной предупреждающей и направляющей плиткой или тактильными предупреждающими и направляющими напольными указателями в виде дискретных элементов из металла, полимеров или иных материалов (далее, если не указано иное, – тактильные напольные указатели) перед началом лестницы (для жилых зданий – только для наружных лестниц), при наличии лестницы без отступа от ступеней.

Речевые информаторы устанавливаются:

над автоматическими дверями – по центру, при наличии тамбура – по центру с его внешних сторон на высоте, определенной ТНПА;

над механическими дверями – по вертикальной оси расположения дверной ручки на высоте, определенной ТНПА.

Входная площадка перед входом на объект социальной и производственной инфраструктуры оснащается конструкцией, защищающей ее от атмосферных осадков.

При отсутствии технической возможности обустройства входа без перепада высот относительно планировочной отметки земли устанавливается пандус с непрерывными поручнями, поверхность которого должна исключать скольжение.

При отсутствии технической возможности обустройства пандуса с непрерывными поручнями устанавливается электрическая подъемная платформа с кнопкой вызова.

При отсутствии технической возможности обустройства пандуса с непрерывными поручнями и электрической подъемной платформы доступность входа на объект социальной и производственной инфраструктуры обеспечивается установкой мобильного (откидного) пандуса с кнопкой вызова или иных альтернативных путей решения с учетом разумного приспособления.

При наличии контрольно-пропускных устройств, в том числе турникетов:

для инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, дополнительно к таким устройствам предусматривается боковой проход шириной не менее 0,9 м;

для инвалидов по зрению такие устройства обозначаются тактильными напольными указателями и речевыми информаторами.

При отсутствии технической возможности обустройства центрального входа на объект социальной и производственной инфраструктуры для инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, обеспечивается доступность другого входа (при его наличии). Такой вход обустраивается в соответствии с требованиями, установленными в частях первой – седьмой настоящего пункта, и оборудуется указателем с информацией о доступном входе.

6. Доступность вестибюля, коридоров объекта социальной и производственной инфраструктуры обеспечивается:

входными дверными группами (при их наличии), обустроенными в соответствии с абзацами четвертым – седьмым части первой, частью второй пункта 5 настоящих Правил;

отсутствием перепадов уровня пола на путях движения;

тактильными напольными указателями;

универсальными табличками;

тактильными схемами;

доступом к оборудованию и мебели;

визуальной информацией, контрастной с основным фоном средств информации, которая излагается ясным языком, крупным шрифтом и размещается рядом с основными путями движения, в местах отдыха (ожидания);

местами для размещения средств информации с учетом ограничений жизнедеятельности инвалидов.

Тактильные схемы размещаются на стене или на отдельной стойке (мобильно или стационарно) на каждом этаже объекта социальной и производственной инфраструктуры. Место расположения тактильных схем обозначается речевым информатором и тактильными напольными указателями.

Перед входами на эскалатор и траволатор, иные аналогичные устройства предусматривается полоса, контрастирующая по цвету с основным покрытием поверхности и равная ширине эскалатора, траволатора, иных аналогичных устройств. Доступность мест расположения эскалаторов, траволаторов и иных аналогичных устройств обеспечивается речевыми информаторами.

В местах отдыха (ожидания) предусматриваются речевые информаторы, возможность размещения инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, лиц, пользующихся костылями, тростями, иными техническими средствами социальной реабилитации, а также сопровождающих их лиц.

На путях движения столбы (колонны) и иные препятствия обозначаются тактильными напольными указателями или отбойниками.

7. Доступность лифта обеспечивается:

речевыми информаторами на каждом этаже;

доступными габаритами кабины лифтов для самостоятельного пользования инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску;

автоматическим звуковым и визуальным оповещением о номере этажа;

аппаратом двусторонней связи с диспетчерским пунктом, снабженным устройством для усиления звука или получения синхронной визуальной информации;

тактильной рельефной графикой (цифры и знаки) и рельефно-точечным шрифтом Брайля на кнопках управления;

универсальной табличкой со стороны кнопки вызова лифта;

тактильными напольными указателями под кнопкой вызова лифта.

Пути движения к лифтам обозначаются тактильными напольными указателями.

8. Доступность санитарно-гигиенических помещений (при их наличии) обеспечивается:

расширенными входными дверными группами;

горизонтальными, вертикальными или откидными либо поворотными поручнями, откидными сиденьями и иными приспособлениями;

возможностью для разворота и маневрирования на кресле-коляске, нахождения в санитарно-гигиеническом помещении сопровождающего лица для оказания помощи;

речевыми информаторами;

универсальной табличкой и тактильными напольными указателями под ней;

тактильными схемами с указанием расположения приспособлений внутри санитарно-гигиенических помещений;

кнопкой вызова или переговорным устройством.

Под раковинами, умывальниками пьедесталы не устанавливаются.

Универсальная табличка и тактильная схема размещаются на стене перед входом в санитарно-гигиеническое помещение со стороны дверной ручки. В случае отсутствия технической возможности для размещения универсальной таблички и тактильной схемы со стороны дверной ручки они могут размещаться на стене с противоположной стороны двери.

На объектах социальной и производственной инфраструктуры допустимо отсутствие обустроенных для инвалидов санитарно-гигиенических помещений в случае ограничения общего пользования санитарно-гигиеническими помещениями для посетителей с учетом специфики сферы деятельности государственных органов и иных организаций, оказывающих услуги населению.

9. Доступность мест непосредственного оказания услуг населению на объектах социальнойи производственной инфраструктуры обеспечивается:

входными дверными группами, обустроенными в соответствии с абзацами четвертым – седьмым части первой, частью второй пункта 5 настоящих Правил;

универсальной табличкой;

тактильными напольными указателями.

Рабочие поверхности гардеробных стоек, прилавков, касс, справочных и иных мест непосредственного оказания услуг населению должны быть доступными для инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску.

Размещение вешалок, крючков, полок и иных приспособлений должно быть доступным для инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску.

Номера камер хранения и брелоки к ним, за исключением автоматических камер хранения, дублируются рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Места расположения камер хранения, за исключением автоматических камер хранения, оборудуются речевым информатором.

Кассы, справочные и иные места непосредственного оказания услуг населению оснащаются специальными устройствами для инвалидов с нарушениями слуха.

Места непосредственного оказания услуг населениюс учетом специфики сферы деятельности обустраиваются речевыми информаторами.

Пути движения к местам непосредственного оказания услуг населению обозначаются тактильными напольными указателями.

10. Доступность мест расположения банкоматов, информационно-справочных и банковских платежных терминалов самообслуживания, терминалов ”Электронная очередь“ обеспечивается речевыми информаторами. Банкоматы, информационно-справочные и платежные терминалы самообслуживания, терминал ”Электронная очередь“ должны быть адаптированы для инвалидов по зрению.

В случаях, если на объектах социальной и производственной инфраструктуры предоставляются услуги пользования банкоматами, информационно-справочными и платежными терминалами самообслуживания, терминалами ”Электронная очередь“, речевые информаторы устанавливаются собственниками (владельцами) таких устройств.

11. Доступность физкультурно-спортивных сооружений обеспечивается в соответствии с пунктами 4 – 10 настоящих Правил.

Физкультурно-спортивные сооружения оснащаются специальным спортивным инвентарем и оборудованием для занятий инвалидами физической культурой и спортом.

Доступность бассейнов обеспечивается наличием гидравлических подъемников.

12. Доступность музеев, выставок и иных объектов аналогичного назначения обеспечивается в соответствии с пунктами 4 – 10 настоящих Правил, а также:

размещением элементов управления интерактивными экспонатами для возможности управления ими инвалидами;

наличием аудиодескрипции, увеличителей, позволяющих читать этикетаж и экспликации, этикеток, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, рельефно-графических изображений экспонатов, копий экспонатов, в том числе изготовленных по технологии 3D-моделирования и QR-кодов;

дублированием субтитрами или переводом на жестовый язык информации, сопровождающей видеоматериалы экспозиции на мониторах;

размещением информации на ясном языке.

13. Доступность библиотек обеспечивается в соответствии с пунктами 4 – 10 настоящих Правил, а также наличием:

аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих возможность работы со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения;

оптических или цифровых увеличителей;

аудиосредств, предназначенных для воспроизведения документов в аудиоформатах.

14. Доступность мест размещения зрителей в театральных, концертных залах, кинозалах, цирках, на стадионахи иных местах аналогичного назначения обеспечивается:

возможностью беспрепятственного прохода инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, в том числе доступа на сцену;

наличием мест для инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, либо отдельных площадок, которые располагаются в отдельных рядах;

наличием зоны действия системы усиления звука, видимости ”бегущей строки“, переводчика жестового языка и аудиодескрипции;

дублированием номеров мест рельефно-точечным шрифтом Брайля;

проведением скрытой прямой или автоматической аудиодескрипции и субтитрирования при демонстрации кинофильмов, проведении спектаклей и иных мероприятий общественного характера.

ГЛАВА 3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

15. На здания, сооружения транспортной инфраструктуры, а также на территории, на которых они располагаются, распространяются требования, установленные в пунктах 4 – 10 настоящих Правил.

16. Доступность остановочных пунктов, посадочных площадок транспорта общего пользования обеспечивается:

речевым информатором;

расписанием движения транспортных средств с применением увеличенного шрифта;

информационным электронным табло с применением увеличенного шрифта, указанием списка маршрутов, интервалов движения и времени прибытия транспортных средств;

тактильной предупреждающей и направляющей тротуарной плиткой, которая взаимосвязана с такой же плиткой на пешеходных переходах и тротуарах.

В случае отсутствия твердого покрытия на территории, на которой расположены остановочные пункты,посадочные площадки транспорта общего пользования, железнодорожные станции, тактильная предупреждающая и направляющая тротуарная плитка не укладывается.

17. Доступность элементов улично-дорожной сети обеспечивается:

ровным дорожным тротуарным покрытием, поверхность которого должна исключать скольжение;

пониженным бордюрным камнем;

тактильной предупреждающей и направляющей тротуарной плиткой на путях движения;

тактильной предупреждающей тротуарной плиткой в местах пересечения путей движения, перед началом лестницы без отступа от ступеней;

синхронным звуковым сигналом на светофорных объектах;

пониженным бордюрным камнем, тактильной предупреждающей и направляющей тротуарной плиткой с каждой стороны островка безопасности в местах перехода через проезжую часть улицы;

обозначением на путях движения отдельно стоящих столбов наружного освещения и указателей, информационных щитов, скамеек и иных конструкций, которые невозможно убрать за пределы путей движения, тактильной тротуарной предупреждающей плиткой.

Доступность подземных пешеходных переходов обеспечивается:

пандусами с непрерывными поручнями и (или) подъемными устройствами;

речевыми информаторами;

тактильной предупреждающей тротуарной плиткой перед началом лестницы без отступа от ступеней.

Пути движения к подземным пешеходным переходам обозначаются тактильной направляющей тротуарной плиткой.

Доступность лестниц на открытых территориях обеспечивается пандусами с непрерывными поручнями. При отсутствии возможности устройства пандуса с непрерывными поручнями рядом с лестницей обустраиваются пешеходные пути, обеспечивающие беспрепятственное передвижение инвалидов.

В случае отсутствия твердого покрытия на путях движения тактильная предупреждающая и направляющая тротуарная плитка не укладывается.

18. Доступность транспортных средств обеспечивается:

наличием зоны размещения инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску;

возможностью размещения кресел-колясок в сложенном виде;

местами для размещения средств информации в пределах зоны видимости для инвалидов;

доступностью санитарно-гигиенических помещений.

В зонах размещения инвалидов устанавливаются средства аварийного спасения, универсальные таблички о расположении средств аварийного спасения и пользования ими.

Зона размещения инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, располагается рядом с доступным для них входом в транспортное средство и санитарно-гигиеническим помещением.

19. Транспортные средства оснащаются:

вспомогательными подъемными устройствами, откидными или выдвижными рампами, иными аналогичными устройствами, удерживающей системой крепления инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, руководство по эксплуатации которых располагается в салоне транспортного средства;

поручнями, стойками и иными опорными устройствами;

средствами информации и речевыми информаторами;

приборами световой и звуковой сигнализации, включая видеосвязь, в том числе двустороннюю;

системами внешних и внутренних ориентиров, предназначенных для облегчения поиска входа (выхода) и передвижения внутри транспортного средства.

Поверхность пола транспортных средств должна исключать скольжение.

Опорные устройства не должны ограничивать возможность разворота и маневрирования инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, во время перемещения в транспортном средстве.

Опорные устройства, а также рычаги, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и иные обслуживающие и управляющие элементы и механизмы, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть контрастными по отношению к цвету стен и пола транспортного средства и доступными для инвалидов.

Кресла (сиденья) обустраиваются спинками с подголовниками, опорами для голени, регулируемыми по углу наклона, опорами для стоп, фиксирующими ремнями безопасности. Подлокотники должны быть откидными и располагаться со стороны пересадки инвалида из кресла-коляски.

Номера сидений (мест) дублируются рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Визуальная информация должна быть контрастной по отношению к основному фону средств информации, излагаться ясным языком и крупным шрифтом.

20. Доступность санитарно-гигиенических помещений в транспортных средствах обеспечивается в соответствии с частями первой – третьей пункта 8 настоящих Правил.

В случае наличия нескольких санитарно-гигиенических помещений одно из них, ближайшее к местам размещения инвалидов, должно быть приспособлено для пользования такими лицами.

21. Организации, оказывающие услуги населению, связанные с перевозками пассажиров, организуют совместно с представителями общественных объединений инвалидов обучение работников транспорта, в том числе железнодорожного, взаимодействию с пассажирами-инвалидами.

22. Железнодорожные транспортные средства обустраиваются в соответствии с ТНПА, регламентирующими технические требования для перевозки инвалидов.

ГЛАВА 4

ОКАЗАНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

23. Оказание ситуационной помощи осуществляется работниками организаций, оказывающих услуги населению, инвалидам, не имеющим возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, независимо от обеспечения доступности объекта.

24. Организация процесса оказания ситуационной помощи государственными органами и иными организациями, оказывающими услуги населению, осуществляется с учетом специфики их сферы деятельности и включает:

определение и закрепление в локальных правовых актах обязанностей работников по оказанию ситуационной помощи;

обучение работников технике и способам оказания ситуационной помощи, проведение коллективного и (или) индивидуального инструктажа по вопросам организации взаимодействия, культуры общения и оказания помощи инвалидам.

25. Оказание ситуационной помощи обеспечивается после получения согласия инвалида.

26. При оказании ситуационной помощи обеспечиваются:

уточнение у инвалида характера и объема необходимой ситуационной помощи по возможности до посещения объекта;

уточнение характера и объема необходимой ситуационной помощи, порядка ее оказания непосредственно инвалиду при посещении объекта;

использование аудиодескрипции;

использование ассистивных устройств и технологий, включая костыли, ходунки, кресла-коляски, приспособления для осуществления санитарно-гигиенических процедур, каталки и иные ассистивные устройства;

обращение непосредственно к инвалиду.

На официальном сайте государственных органов и иных организаций, оказывающих услуги населению, в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) мобильном приложении размещается информация о необходимости предварительного сообщения о посещении объекта инвалидом, сопровождающем его лице, характере и объеме требуемой ситуационной помощи.

27. Организации, оказывающие услуги населению, связанные с перевозками пассажиров и багажа, обеспечивают оказание ситуационной помощи инвалидам при:

посадке, высадке, в том числе согласно поданным предварительным заявкам через контакт-центры;

совершении поездки (сопровождение к оформленным местам и санитарно-гигиеническим помещениям, принятие багажа, его размещение и выдача);

предоставлении иных сопутствующих услуг на местах размещения инвалидов.

На железнодорожных вокзалах оказание ситуационной помощи обеспечивается при:

оформлении проездных документов (билетов);

получении справочной информации;

сопровождении к местам отдыха (ожидания), камерам хранения и санитарно-гигиеническим помещениям;

посадке, высадке инвалидов, в том числе согласно поданным предварительным заявкам через контакт-центр Белорусской железной дороги;

совершении поездки в пассажирских поездах с нумерованными местами (получение справочной информации, сопровождение к оформленным местам и санитарно-гигиеническим помещениям).

ГЛАВА 5

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

28. Доступность объектов оценивается по таким уровням, как полностью доступный и частично доступный.

29. При определении оценки уровня доступности объектов учитывается наличие следующих элементов доступной среды:

выделенные места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, а также перевозящих таких инвалидов, детей-инвалидов;

тактильная предупреждающая и направляющая тротуарная плитка;

пандусы и непрерывные поручни;

расширенные входные дверные группы;

контрастная маркировка полотен прозрачных дверей и дверных ручек;

речевые информаторы;

универсальные таблички при входе на объект и внутри объекта;

электрическая подъемная платформа;

тактильные схемы;

кнопка вызова;

обустроенные санитарно-гигиенические помещения;

тактильные напольные индикаторы;

иные элементы, обустроенные в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и ТНПА.

30. Полностью доступным признается объект, соответствующий всем требованиям, установленным настоящими Правилами и ТНПА.

В случае отсутствия возможности по техническим причинам применить все требования, установленные настоящими Правилами и ТНПА, но при этом требования учтены в максимально возможной степени, объект также признается доступным.

31. Если государственные органы и иные организации, оказывающие услуги населению, занимают только часть объекта, оценивается доступность только этой части объекта и пути движения к нему.

32. Если государственные органы и иные организации, оказывающие услуги населению, занимают несколько объектов, каждый объект оценивается отдельно.

33. При обустройстве объекта отдельными элементами доступной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресло-коляску, инвалидов с нарушениями зрения, слуха и интеллектуальными нарушениями объект признается частично доступным.

34. Уровень частичной доступности объекта оценивается по следующим критериям:

низкий уровень – наличие на объекте до трех включительно элементов доступной среды, указанных в пункте 29 настоящих Правил;

средний уровень – наличие на объекте от четырех до шести включительно элементов доступной среды, указанных в пункте 29 настоящих Правил;

высокий уровень – наличие на объекте более шести элементов доступной среды, указанных в пункте 29 настоящих Правил.

35. Частично доступные объекты обустраиваются до их полной доступности, определяемой в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.

36. На объекте не предусматривается обеспечение доступной среды в случае, если он ограничен для посещения граждан с учетом специфики деятельности, а также при принятии решения о закрытии объекта для посещения или прекращении оказания услуг населению на объекте в течение ближайших двух лет.

37. Сведения, указанные в пункте 29 настоящих Правил, вносятся в базу данных автоматизированной информационной системы по учету доступности объектов социальной инфраструктуры.

На основании пунктов 29 – 36 настоящих Правил посредством автоматизированной информационной системы по учету доступности объектов социальной инфраструктуры осуществляется оценка уровня доступности объектов.

38. Доступность транспортных средств оценивается Министерством транспорта и коммуникаций (в отношении железнодорожного транспорта общего пользования), местными исполнительными и распорядительными органами (за исключением железнодорожного транспорта общего пользования) по таким уровням, как доступный, частично доступный и недоступный.

39. Доступными признаются транспортные средства, полностью соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами и ТНПА.

40. В случае, если по техническим причинам возможность применения к эксплуатируемым транспортным средствам требований, установленных настоящими Правилами и ТНПА, без проведения модернизации отсутствует, но при этом указанные требования учтены в максимально возможной степени, транспортные средства признаются частично доступными.

41. При несоответствии требованиям, установленным настоящими Правилами и ТНПА, транспортные средства признаются недоступными.

42. По результатам оценки уровня доступности объектов и  транспортных средств государственными органами и иными организациями, оказывающими услуги населению, принимаются решения о повышении уровня их доступности.

свернуть