Советы психолога

Педагог-психолог в школе необходим для создания благоприятных психологических условий для успешного развития и обучения личности, а также с целью содействия наиболее эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Педагог - психолог поможет  выйти из проблемной ситуации, понять себя, и найти решение, стать гармоничным и лёгким. Помните, вы достойны быть счастливыми.

Педагог-психолог — это специалист, который взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса.

Педагог-психолог — это не врач, и никаких диагнозов он не ставит! Он консультирует по личным вопросам, помогает разобраться в учебных трудностях. Помогает людям жить в гармонии с собой и окружающими. Способствует разрешению конфликтных ситуаций и налаживанию взаимоотношений в коллективе.



Советы психолога

КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

Психическое здоровье –– это социальное и психологическое благополучие, которое позволяет жить полноценной жизнью: реализовывать себя и раскрывать свой потенциал, продуктивно учиться и работать, испытывать удовлетворение, вносить определённый вклад в общественную жизнь.

Возможные признаки ухудшения психического здоровья:

  • неумение контактировать и договариваться с людьми;
  • неадекватная реакция на стрессы;
  • неумение контролировать свои эмоции;
  • необоснованная агрессия;
  • апатия;
  • страхи, ощущение собственной неполноценности или несостоятельности;
  • боязнь ответственности;
  • нежелание узнавать что-то новое;
  • проблемы в семье;
  • странное поведение.

Все эти симптомы мешают жить, а порой и ломают жизнь. И именно поэтому важно постоянно и тщательно следить за своим психическим здоровьем, причём с самого раннего сознательного возраста.

 

Как укрепить психику? Как сохранить своё психическое здоровье?

Соблюдайте режим дня. Если вы не будете полноценно отдыхать и высыпаться, то ваша нервная система будет работать буквально на износ, что непременно приведёт к неполадкам и сбоям. Чтобы этого избежать, ложитесь и вставайте в одно и то же время, спите не менее восьми часов в сутки, соблюдайте баланс труда и отдыха, не переутомляйтесь. Если ваш организм настроится на определённый режим, то он будет работать слаженно, соответственно, нормализуется функционирование всех его важных систем, в том числе и нервной.

Правильно и сбалансировано питайтесь. Состояние и работа нервной системы напрямую зависят от употребляемой пищи, а также содержащихся в ней полезных веществ. И особенно полезны для психического здоровья витамины группы В, цинк, селен, полиненасыщенные жирные кислоты. Употребляйте больше зелени и зелёных овощей, злаков, морепродуктов и морской рыбы, фруктов. А вот от злоупотребления жирного, сладкого, мучного, жареного и маринованного по возможности лучше отказаться.

Следите за своим здоровьем. Появление хронических заболеваний зачастую сильно изматывает нервную систему. Во избежание этого Вам помогут регулярные профилактические осмотры, ранняя диагностика и соблюдение рекомендаций врачей.

Учитесь контролировать свои эмоции. Сначала это будет непросто, особенно если вы по натуре являетесь импульсивным и темпераментным человеком. Но если вы будете постоянно тренироваться, то вскоре добьётесь положительных результатов. Помогут в этом некоторые упражнения. Например, если вы чувствуете, что вот-вот «взорвётесь», то попробуйте глубоко подышать и сконцентрироваться на своём дыхании. Или начните считать в обратном направлении. Или подумайте о чём-то приятном, перенесите себя мысленно в то место, где вы были счастливы и побудьте там хотя бы пару минут.

Займитесь спортом. Спорт на регулярной основе тонизирует, улучшает работу всего организма, помогает «перерабатывать» неприятные эмоции, тем самым улучшает настроение.

Отвлекайтесь на то, что будет дарить вам положительные эмоции. Это может быть поход в кино, театр, шопинг, ужин в приятной компании, поездка на природу, путешествие, занятия любимым делом и так далее.

Старайтесь минимизировать негативные воздействия. Так, если вы – впечатлительный человек, то вам лучше избегать разговоров на «болезненные» для Вас темы, не читать и не смотреть криминальные новости, отказаться от просмотра фильмов-ужасов, триллеров.

Расслабляйтесь перед сном Будут полезны часовая вечерняя прогулка, контрастный душ или тёплая ванна, посмотреть хороший фильм, почитать книгу, послушать музыку

Учитесь мыслить позитивно и во всём видеть хорошее Старайтесь отвлекаться и не фиксироваться на негативном, находите даже в самых сложных ситуациях что-то хорошее. Подумайте о том, что в эту минуту может кому-то гораздо хуже, чем Вам. Это непросто, но оптимистам гораздо проще идти по жизни, они более устойчивы к стрессам.

Ищите поддержку и помощь Обеспечить её могут родные, друзья. А также всегда можно обратиться за квалифицированной помощью к психологам.

Учитесь радоваться каждому дню!

Помните, что крепкое психическое здоровье – это залог полноценной и счастливой жизни!



Правила родителям первоклассников

Учителя начальных классов хорошо знают, что первый год обучения в школе большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет. Каковы бы ни были успехи родителей в их школьные годы.

Они преисполнены надежд, что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью. Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратятся в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике.

Правило 1: не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

Правило 3: следует отводить на приготовление домашних заданий 1—1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это при-даст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

Правило 8: Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.
  • Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.
  • Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.


Рекомендации психолога родителям в период адаптации к 5 классу

  • Следить за здоровьем!
  • Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.
  • Неформальное общение в доброжелательной обстановке.
  • Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
  • Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физиче-ски.
  • Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.
  • Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.
  • Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.
  • Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.
  • Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
  • Проявляйте терпение, выдержку,принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!


Памятка для родителей по выбору профессии

 Уважаемые родители!

Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии
  2. 0бсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!


 

Как освободиться от гнева

Освобождение от гнева

Поскольку гнев — чувство сильное и относительно простое, то и преодолевать его следует, используя сравнительно незамысловатые приемы. Я предлагаю 3 упражнения, которые помогут избавиться от гнева и перевести его в другую фазу (депрессии).

Увы, пока все ступени защитной «лестницы» не будут пройдены, долгожданное успокоение не наступит, душа не успокоится, желанное отчуждение и способность холодно отстраниться не наступят. Кому-то удается перепрыгнуть через эти ступени, заменив один объект на другой, но тогда внутренние баталии перейдут из сознательной сферы в тень искусственного забвения, где продолжат свою разрушительную работу.

И не факт, что другой человек не почувствует, что стал этакой отдушиной в трудную минуту.

Некоторые аспекты упражнений могут показаться странными, ведь многим не приходилось делать ничего подобного. И тем не менее многолетняя практика работы с гневом доказала их эффективность.

 

Упражнения, которые помогут справиться с гневом

Упражнение№1

Сядьте на стул, наклонитесь вперед, положив руки на колени.

Закройте глаза. Держа руки ладонями вверх, легонько похлопывайте ими по коленям.

Одновременно издавайте рычащие или утробные звуки.

Постепенно усиливайте похлопывания, одновременно издавая все более громкие звуки. Дайте волю чувствам. Продолжайте в том же духе, пока не освободитесь от своих чувств или пока не почувствуете усталость.

Упражнение№2

Встаньте,согнув руки в локтях. Подумайте о ком-либо или о чем-либо из вашего «гневного списка».

Резко опустите руки и согните одно колено, отрывая ногу от пола, словно пытаясь сломать палку о колено.

Одновременно громко выдохните.

Упражнение№3

Сядьте на край стула, положив на колени подушку.

Подумайте о ком-либо из вашего списка и «поместите» его в подушку.

Громко кричите. Дайте полную свободу своим чувствам. Побейте подушку руками и кулаками. При желании топайте ногами.

 

Искусство общения

Многим из нас общение с людьми дается нелегко. Почему одни могут выступать перед огромной аудиторией, легко зажигая ее своими идеями, непринужденно обмениваться искрометными шутками на вечеринках и моментально заводить знакомства, а другие с трудом поддерживают даже обычную бытовую беседу? Можно ли научиться общаться с людьми или это дар, доступный лишь избранным? Что мешает нам говорить легко и свободно и почему это умение так важно? Попробуем разобраться.

Что дает общение с людьми?

Навыки общения с людьми требуются нам каждый день. Некоторые полагают, что эффективное общение – это что-то из арсенала бизнес-психологии, а людям, которым не нужно вести деловых переговоров, учиться общаться ни к чему. И это большая ошибка, которая может дорого обойтись.

Общение с людьми – важная часть нашей жизни. Благодаря умению четко выражать свои мысли и слушать мы можем не только добиться карьерных успехов, но и завести друзей, наладить отношения с семьей и друзьями. Психологи знают, что большинство конфликтов в паре и даже разводов вызвано не непреодолимыми противоречиями, а банальным неумением договариваться. А сколько людей страдает от одиночества лишь потому, что стесняется заговорить с симпатичным незнакомцем или незнакомкой! Словом, умение общаться необходимо каждому. Это – ключ к успеху во всех областях жизни. Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, Рональд Рейган, Уинстон Черчилль и Жак Ширак вряд ли достигли бы вершин политического Олимпа, не будь они столь блестящими ораторами. Стив Джобс известен своими речами не менее, чем инновационными компьютерными разработками. Легендарные красавицы прошлых веков на парадных портретах вовсе не поражают внешними данными – однако современники в мемуарах восхваляют их не столько за красоту, сколько за умение вести беседу.

Следует отметить, что «общаться» и «говорить» – это не одно и то же. Общение – это сложный процесс, который состоит как из вербальной коммуникации (того, что мы говорим), и невербальной (то, как мы это делаем). И второй вид коммуникации гораздо важнее – наибольшее влияние на собеседника производит не смысл наших слов, а звук и тембр голоса, поза и жесты. И, наконец, самое главное, это те наши мысли и чувства, которые находятся в нашем подсознании. Это страх отвержения, отказа, гнев на обидчиков и т.д. Именно они влияют на реакцию наших собеседников и определяют наш уровень умения общаться.

 Что мешает нам говорить? Застенчивость, страх сказать глупость или быть неправильно понятым, боязнь высказывать свое мнение, низкая самооценка и даже проблемы с дикцией – в основе всех этих проблем лежит психология. Нередко их корни уходят в далекое прошлое – в детство или отрочество. Став взрослыми, мы забываем те неприятные моменты, которые заронили в нас семя неуверенности, однако они продолжают влиять на наше поведение. Раздраженное «Не говори ерунды!» от родителей, мучительные выступления у доски в классе, насмешки сверстников – все это во взрослой жизни оборачивается серьезными коммуникационными сложностями.

Чтобы выявить и устранить причину затруднений в общении, необходима работа с психологом. Но первый и самый главный шаг – признание того, что проблема существует, и желание решить ее.

Полезный совет. Если вы боитесь говорить с людьми, начните с телефонных разговоров. Например, вместо того, чтобы зайти на сайт салона красоты и узнать все о ценах или услугах, позвоните туда и выясните все, задавая вопросы администратору. Составьте список вопросов, не стесняйтесь выспрашивать подробности и уточнять.

 

Психология общения с людьми

Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими.

Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения – мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.

Правило № 2. Улыбайтесь.

Во время психологических исследований было доказано, что улыбающиеся люди кажутся нам в целом более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.

Правило № 3. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека.

Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя или употребляет форму, которая им не по душе – например, «Маня» вместо «Мария». Употребляя в беседе имя человека, вы как будто говорите ему: «Вы удивительный человек и яркая личность».

Правило № 4. Умейте слушать.

Печально, но мало кто умеет действительно слушать собеседника – чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания – мощный инструмент воздействия. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай ввернете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.

Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

У каждого есть свой «конек». Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь – попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя. Не зря же китайские мудрецы говорили, что учиться можно и у первого встречного.

Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость.

Ключевое слово здесь – «искренне». Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, почуют неладное, если ваш восторг будет наигранным. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.

 

Упражнения по развитию навыков общения

Разговор со стулом

Каждый день говорите вслух – но не с людьми, а с предметами. Кстати, беседовать со стулом или геранью намного сложнее, чем с настоящим собеседником. Именно поэтому это столь действенный тренинг. Попробуйте несколько минут говорить на определенную тему – для начала просто расскажите, как у вас идут дела. Можно мысленно составить план разговора и придерживаться его. Это поможет научиться связно выражать свои мысли.

10 незнакомцев

Поставьте себе цель – каждый день затевать непринужденные беседы с незнакомыми людьми. Спросите мнение продавщицы о сортах хлеба, узнайте у первого встречного, как пройти в поликлинику, поболтайте о погоде с консьержкой в подъезде, попросите у соседа немного соли. Это избавит от страха заговорить первым.

Хвалю!

Попробуйте сказать комплимент каждому, с кем вы будете беседовать в течение дня. Неважно, что вы будете хвалить – внешность («Какое элегантное пальто!»), личные качества («С тобой всегда весело») или умения («Как вы ловко с кофе-машиной управляетесь!»). Главное, чтобы комплименты были искренними.

Выпускникам о выборе профессии

Рекомендации психолога

 Через несколько месяцев прозвенит последний звонок, закончатся экзамены, и каждому выпускнику придется решить важный вопрос: куда пойти учиться, какую профессию приобрести. Очень важно, чтобы это самое решение было обдумано и взвешено, чтобы годы учебы приносили радость, а приобретенная специальность стала залогом и будущей карьеры, и благосостояния, и, конечно же, источником удовлетворенности жизнью.

 Как вообще выбирают специальность? Конечно, если ты с первого класса химичишь на кухне, на даче, а, впоследствии, не вылезаешь из химкабинета в школе и принимаешь участие во всех олимпиадах, такой вопрос у тебя и не возникнет. Или же у вас в семье все потомственные врачи, и тебя с детства готовили продолжить семейную династию.

Когда же не знают, какую профессию выбрать, то, как правило, поддаются общественному мнению. Так, несколько лет назад подавляющее большинство выпускников школ ринулись обучаться юридическому и экономическому делу, потому что эти профессии были модными и востребованными. В итоге рынок вакансий переполнился и юристами, и экономистами, причем знания большинства специалистов оставляют желать лучшего.

Если вы не хотите через пять лет столкнуться с невостребованностью и, как следствие, безработицей, то стоит внимательно изучить, каким же образом формируется потребность в специалистах того или иного профиля.

Топ востребованных профессий меняется каждые пять лет. Это означает, что, поступив сегодня на самый престижный факультет, где обучают модных специалистов, через пять лет можно оказаться дипломированным безработным. А востребованность многих профессий вообще меняется поквартально! Например, когда заканчивается год, срочно требуются бухгалтеры в большом количестве. В летний период особенно востребованы специалисты по туристическому и гостиничному бизнесу. Когда же заканчивается период отпусков, нужны офис-менеджеры, помощники руководителя.

 ТОП-20 востребованных профессий возглавляют рабочие. На рынке труда квалифицированный рабочий является самым «запросным» специалистом – более 13% в списке запросов работодателей занимают наименования различных рабочих специальностей.

На втором месте - менеджеры по продажам. Эта профессия и в прошлом году находилась в списке самых востребованных профессий в Беларуси. А вот менеджеры по маркетингу список ТОП-20 покинули, зато в него в первый раз вошли их коллеги – менеджеры по закупкам, продавцы и инженеры

Почти не изменились позиции водителей, разнорабочих, бухгалтеров и торговых представителей – им принадлежат в списке востребованных профессий места с 5 по 8.

Стабильным осталось и положение менеджеров по работе с клиентами, они занимают в рейтинге 9 место.

Врачи, в прошлом году претендовавшие на 10 место, уступили его секретарям. На 11 месте программисты.

 Равным спросом пользуются юристы и региональные представители, немногим меньше поступило запросов на педагогов. Последние строки списка занимают медицинские представители, экономисты, мерчандайзеры, супервайзеры и менеджеры по закупкам.

 Нужно прислушаться к себе. Будущая профессия должна быть интересна. Большую часть жизни мы проводим на работе, потому заниматься нелюбимым делом – это испортить себе жизнь и здоровье.

Нужно выбирать то, что любишь, тогда и учеба, и все остальное будут в радость.

Естественно, должно быть и соответствие личных качеств и способностей выбранному профилю. То есть будущий архитектор или дизайнер должен уметь рисовать, а юрист или математик иметь логическое мышление.

 Еще важно, чтобы тип работы совпадал с психотипом. Например, флегматику - спокойному и замкнутому, лучше взяться за рутинную работу, а веселому и общительному сангвинику нужна работа, связанная с множеством контактов.

 Вот, с учетом всех этих тонкостей можно начинать составлять список подходящих профессий, чтобы потом расспросить о них у друзей и знакомых, прочитать в книгах, анализируя и «примеряя» каждую из профессий на себя. Только оценив каждую занесенную в список профессию можно со спокойной совестью приступить к выбору вуза.

В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня:

1.Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.

2.Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.

3.Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

Удачного вам выбора!

 

7 шагов к взвешенному решению

Рекомендации психолога учащимся

1.Составьте список подходящих для вас профессий.  Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

2.Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и ваши склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении, и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.