Инклюзивное образование

Особенности работы с детьми с ОПФР

Только тогда станешь чело­веком,  когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизичес­кого развития (ОПФР).

В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа пред­ставляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия. 

Имидж школьников с ОПФР в об­щественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установ­ку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.

Чтобы оказать действенную по­мощь такому учащемуся, учителю следу­ет преодолеть ряд сложившихся сте­реотипов. Обычно расположение к учащемуся зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интег­рированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Учащиеся могут быть напря­женными, скованными либо, наобо­рот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуаци­ей или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому перво­степенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вы­звать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопус­тимо усугубление негативных ре­акций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации учителю не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям. С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. 

В учебном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку. К ним относятся:

•  ласковая, ободряющая интонация;

•  небольшое (меньше метра) рассто­яние между учителем и учащимся;

• перцептивные контакты (пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз). Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель прини­мает учащегося таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что учащийся справится с зада­нием, правильно ответит.

В своей работе для создания си­туации успеха в учебной деятельнос­ти можно использовать эффективные сло­весные приемы — 30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с огра­ниченными возможностями"):

Прекрасно!

Мне нравится, как ты это сделал.

Это у тебя получилось лучше всего.

Здорово придумал!

Я просто обожаю это.

Умница!

Ты сделал это!

Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо ска­зать родителям!

Все лучше и лучше!

Удивительно!

Ура!

Здорово, молодец!

Так чудно, пальчики оближешь!

Хорошо, а как тебе это?

Очень неплохо!

Ты делаешь все аккуратно.

Это просто замечательно!

Ах, превосходно!

Похлопаем нашему...

Именно так.

Восхитительно!

Правильно.

Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!

Мне нравится, потому что...

Ну, просто изумительно!

В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы учащегося с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ре­бенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайше­го развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Теку­щая работа учащихся с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе ра­боты, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие пе­реключить внимание, снять напряже­ние у детей. В играх предусматрива­ется чередование переходов от напря­жения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать раз­нообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организа­ции сотрудничества между учащимися на уроках и в свободное время.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учи­тель — учащийся" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

• создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;

• целенаправленность и систем­ность педагогической работы;

• ее направленность на результа­тивную подготовку каждого ученика;

• обеспечение на всех этапах уро­ка благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа ре­зультатов деятельности школьников;

• дифференцированный и инди­видуальный подход к учащимся;

• обеспечение максимальной на­глядности педагогического процесса;

•  стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;

•  широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;

•  фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях слабоуспева­ющих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;

•  создание для детей ситуаций успеха;

• оказание учащимся необходи­мой помощи разного вида: стимули­рующей, направляющей, обучающей;

• обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспе­чен. 

свернуть

Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Проблема.  Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. 

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учащимися, но и между всеми учащимися при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

 Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР

 В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.

Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

  • Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). 
  • Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка.
  • Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни.
  • Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
  • Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников.

 

Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.

Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

педагогического характера:

рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);

активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

 Рекомендации для здоровых детей

Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.

Он не понимает, почему он другой.

Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.

Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.

Рекомендации для родителей нормально развивающихся сверстников

Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.

Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.

Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

свернуть

Методы и формы работы с детьми с особенностями психофизического развития, дающие положительную динамику

В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.

Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с особенностями развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):

  • максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
  • рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
  • на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;
  • обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
  • создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
  • оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:

1. Воздействие на все органы чувств.

2. Разнообразные виды деятельности.

3. Обращение к опыту ребенка.

4. Комфортные условия на уроке.

5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.

6. Содружество учителя и учащихся.

7. Предъявление заданий малыми дозами.

8. Игра.

9. Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

свернуть

Список фильмов цикла «Каждый имеет право быть разным»

1

«Солнечные дети» 

О детях с синдромом Дауна. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

2

«Маленький дневник большой жизни»

О воспитании ребенка с аутизмом.

3

«Жизнь с препятствиями»

О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

4

«От простого к сложному»

Необучаемых детей нет-девиз фильма. Об обучении детей в с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в ЦКРОиР.

5

«Жизнь как танец»

О детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые реализуют себя, занимаясь танцами на колясках, фехтованием.

6

«Дай мне победить»

О параолимпийском спорте и спортсменах-параолимпийцах.

7

«Ищу друга»

Об оздоровлении  как  о способе  включения ребенка в общество сверстников, о важности общения детей с ОПФР со сверстниками.

8

«Мелодия мира»

О детях с кохлеарным имплантом.

9

«Семья для каждого ребенка»

О счастье и чуде, которое можно получить благодаря любви, теплу, заботе друг о друге и уверенности, что вместе можно преодолеть все преграды.

10

«Социальная передышка»

О содержании и преимуществе   форм поддержки и помощи семьям. Например, услуга по социальной передышке, которая предоставляется родителям детей с ОПФР и инвалидностью в общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» .  Благодаря этой услуге родители получают возможность отдохнуть, уделить внимание другим детям, заняться своим собственным здоровьем, в то время как о ребёнке заботятся специалисты и волонтёры, с ним занимаются, оказывают необходимую помощь, просто играют и развлекают.

11

«Молчаливое согласие»

О детях с нарушениями слуха. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

12

«Мой невидимый мир»

О незрячей девочке, которая прекрасно поет.  

13

«Диалог в темноте»

О детях с нарушениями зрения. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

14

«Интеллектуальные нарушения»

О детях, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания по программе вспомогательной школы.

15

«Сложное начало большого пути»

О необходимости и возможности оказания ранней коррекционной помощи.

16

«Мама-главное слово в каждой судьбе»

О главном человеке, который берет на себя все трудности и радости воспитания ребенка с особенностями.

17

«Терпение и труд»

О трудоустройстве лиц с ОПФР.

18

«Чудо любви»

Об истории приемной семьи.

19

«Жить как все»

О жизни детей в домах-интернатах.

20

«В каждом ребенке солнце»

Об оказании медико-социальной и семейно-ориентированной помощи,   о деятельности Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста.

21

«Безграничные люди»

 О людях с особенностями в развитии, их проблемах, трудностях, достижениях.

Телевизионный цикл размещен на сайте Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь по адресу http://special.unicef.by/

свернуть
Ещё в этом разделе